Традиционная благотворительность |
По данным еврейского журнала "Трудовая помощь", в начале XX века каждому пятому из евреев России приходилось прибегать к благотворительной помощи. В еврейской общине столицы, помимо организаций нового типа (ОПЕ, ОРТ), занимавшихся благотворительностью и собиравших громадные пожертвования, благотворительность существовала и в традиционных, освященных веками формах. Списки благотворителей на различные благотворительные нужды насчитывают сотни фамилий.
Средства собирались на самые разные цели: покупка мацы для бедных перед праздником Песах, помощь нуждающимся еврейским девушкам, одежда для бедных и так далее. В начале XX века в столице было образовано Общество пособия бедным евреям, затем Общество попечения о детях бедных евреев Песковского района и другие. На попечении общины находились две богадельни - одна небольшая на Преображенском кладбище, другая - на 5-ой линии Васильевского острова (дом 50).
Сиротский приют был основан еще в конце 30-х годов XIX века одной из солдатских общин и помещался (предположительно) в Крюковских казармах. Новое руководство общины организовало дамский попечительский комитет во главе с женой Горация Гинцбурга Анной Гесселевной. Для постройки здания приюта был приобретен участок, причем с таким расчетом, чтобы часть территории была отведена под сад, где дети могли бы гулять. При приюте имелись школа и молельня. В период с 1894 по 1904 год единственная молельня, оставленная властями по ходатайству дамского попечительского комитета, находилась в сиротском приюте. Однако условия, на которых молельня действовала, требовали, чтобы никто из посторонних, кроме призреваемых в приюте и наставников, не участвовал в общественном молении.
Еще в 1879 году в Петербурге была открыта еврейская народная дешевая столовая. Позднее по проекту архитектора Б.И. Гиршовича на Екатерининском канале было построено "здание еврейских народных бань и столовой". На первом этаже находились миквы, а столовая - на втором этаже. Себестоимость обедов колебалась от 10 до 30 копеек, при этом отпускались они со скидкой от 40 до 15% в зависимости от набора блюд. Самая большая скидка была на самые дешевые обеды, так как именно они пользовались у беднейших евреев особым спросом. По пятницам и субботам солдатам-евреям обеды отпускались бесплатно. Работа столовой находилась под патронажем дамского попечительского комитета во главе с Матильдой Юльевной Гинцбург (женой Давида Горациевича Гинцбурга).
Общество пособия бедным евреям было основано в 1907 году. До этого два общества, подотчетные правлению синагоги, расходовали на эти цели по 3 тысячи рублей в год каждое. ОБП предстояло объединить средства благотворителей и улучшить помощь нуждающимся. В правление общества вошла вся верхушка общины, а председателем был избран Г.Е. Гинцбург. ОБП выдавало пенсии старикам, единовременные пособия нуждающимся. По договоренности с обществом в 20 аптеках лекарства отпускались нуждающимся евреям со скидкой. Оказавшимся в Петербурге без средств иногородним евреям помогали вернуться домой. Помощь получали и евреи-заключенные.
Еще одна форма благотворительности - раздача перед праздниками денег беднякам из специально пожертвованных на эти цели сумм. Такое распределение устраивало не всех. Например, отставной цирюльник, рядовой Казанского пехотного полка Хаим Дрозников жаловался министру внутренних дел, что после открытия большой синагоги закрыли старые молельни. А в новой синагоге могут молиться только те, кто дает на ее содержание по 25 рублей в год, отставные же солдаты, которые могут платить только по 3 рубля, молятся в подвале. Раньше в каждой молельне староста знал каждого еврея и сам распределял подаяние между нуждающимися. А ныне за вспомоществованием женщины приходят к большой синагоге, а привратник решает, впустить их или нет. В последний раз, когда давали деньги бедным, одни получили по полтора рубля, другие даже по 5 рублей, а жене Дрозникова ничего не досталось. Деньги же общины расходуются зря, например на школу при синагоге, где дети все равно не учатся, а только балуются - достаточно во время перемены заглянуть во двор синагоги. А если министр не верит ему, Дрозникову, то пусть сам посмотрит и убедится в этом. В подобных жалобах отразилось недовольство представителей старых солдатских общин, не сумевших приспособиться к новым порядкам.
Нищий. И. Пэн