Город
1895-1904
В 1900 году численность населения Петербурга приблизилась к полутора миллионам жителей. Ежегодно в город прибывало до 100 тысяч сезонных рабочих. Город продолжал расти, но его застройка велась хаотично, особенно на окраинах.
Основным типом строящихся зданий оставался доходный дом, но жилья, особенного дешевого, не хватало. Ночлежные дома были переполнены. В центре города уже давно действовал водопровод, появилось электрическое освещение, телефон. На окраинах по-прежнему брали воду из водоразборных будок, горели газовые или керосиновые фонари. Власти упорно не желали включать в черту города окраины, расположенные за Нарвской и Невской заставами, на Выборгской стороне, за Черной речкой, хотя они уже давно были фактически частью города.
Преобладающим стилем в застройке города становится модерн. Для него характерно использование железобетонных конструкций, чугунного литья, стекла, изразцов и поливного кирпича. В это время застраивается и превращается в одну из центральных магистралей Каменноостровский проспект (одна из немногих петербургских улиц, застроенная одновременно и в едином стиле). В новом стиле возводились не только особняки и доходные дома, но и здания банков, фирм, учебных заведений, промышленных и торговых предприятий.
Рост города сопровождался развитием и транспортной сети. В 1903 году был построен еще один постоянный мост через Неву - Троицкий. Основным видом общественного транспорта оставались конно-железные дороги и пока еще довольно многочисленные извозчики. Но на улицах Петербурга уже появляются автомобили. В зимний период по льду Невы прокладывается трамвайная линия. В 1901 году разрабатывается первый проект Петербургского метрополитена. Появляются также проекты автобусного движения.
В конце XIX - начале XX века в столице заметно увеличилось число технических учебных заведений. Открываются Политехнический институт, средние технические училища. Появляются коммерческие учебные заведения, которые представляли собой новый тип средней школы и отличались прогрессивными методами преподавания, программами и подбором дисциплин (самое популярное из них - знаменитое Тенишевское училище). В это же время увеличивалось число частных учебных заведений (самое известное из них - гимназия и реальное училище К. Мая). Петербург остается центром педагогической мысли. В городе выходят журналы "Образование", "Русская школа" и другие специальные издания.
Начальные учебные заведения подчинялись разным ведомствам, различались по программам и срокам обучения. Действовало более 30 типов таких заведений.
Стремительно развивается и женское образование. Появляются женские коммерческие и профессиональные училища. Возникают новые женские гимназии (преимущественно частные). Открываются Женский медицинский институт, Высшие женские строительные курсы, Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (курсы П.Ф. Лесгафта).
К началу XX века в Петербурге насчитывалось 48 музеев. Самыми посещаемыми были Эрмитаж, музей Александра III (Русский музей) и Зоологический музей. В это время на народные средства был построен и открыт Музей Суворова. Был также возведен новый выставочный корпус для Русского музея (корпус Бенуа). Появляется такой вид развлечений, как катание на роликах, и строятся специальные сооружения для него. Открываются первые синематографы (кинотеатры). Возникает и новый тип публичного культурного заведения (а с ним и новый тип общественного здания) - народные дома. Это был прототип будущих домов культуры. Самым большим был Народный дом на Кронверкском проспекте.
Сезонные рабочие-дорожники. Фото начала XX века