"И скажи сыну твоему..." |
В 50-70-х годах в Ленинграде оставалось еще много людей, с детства впитавших еврейскую традицию. Некоторые из них были настолько привержены соблюдению заповедей, что перебивались с семьями на случайные заработки, отказываясь от возможности устроиться на постоянную работу, не позволявшую соблюдать шаббат. Таким был, например, реб Мордехай Разран. Перебравшись с семьей в Ленинград в начале 30-х годов, он в течение 10 лет устраивался только на временную работу. В начале войны Мордехая Разрана призвали в трудовой батальон, но через 2 недели вынуждены были демобилизовать, поскольку за эти 2 недели он не съел ни крошки некошерной пищи. По возвращении Разранов из эвакуации в 1945 году, глава семьи был приглашен в Синагогу раввином Лубановым. Он стал шойхетом и шамесом. С тех пор и до самой смерти реб Мордехай Разран обеспечивал мясом всех ленинградских евреев, соблюдающих кашрут.
Как и многие другие пожилые евреи, реб Мордехай очень хотел, чтобы его собственные дети продолжали соблюдать еврейские религиозные традиции. Но дети окончили вузы, работали в проектных организациях и боялись потерять службу, опасались неприятностей. Пока семья жила в коммунальной квартире, возможности собирать у себя миньян Разран не имел. Однако перед праздником Песах на коммунальной кухне пекли мацу, а когда женился один из сыновей, прямо в доме поставили импровизированную хуппу - привязали углы скатерти к четырем палкам. В 60-х годах семья сумела выменять отдельную квартиру. Квартира была на первом этаже, но это уже не смущало семью Разранов. Когда в доме собирался миньян, окна занавешивали плотными шторами, чтобы с улицы не было видно, что происходит внутри. Так же поступали и тогда, когда к реб Мордехаю приходили мальчики учить Танах.
Учеников к реб Мордехаю ходило немного: 3-4 мальчика из семей, считавших необходимым, несмотря ни на какие преследования, передать детям национальные традиции. Реб Мордехай учил детей так же, как его самого учили в хедере. Иврит, религиозная традиция, древняя история еврейского народа - сведения по всем этим предметам ученики получали без разделения на дисциплины при изучении текстов Танаха. Иначе был построен учебный процесс в кружках, которые во 2-й половине 60-х годов организовала молодежь, ориентированная на репатриацию в Израиль. В таких кружках учебный процесс строился как в ульпанах, и называли их между собой участники занятий - ульпанами. Из соображений конспирации эти кружки были немногочисленными по составу. Собирались на квартирах.
Иногда организовывали более многочисленные кружки в пригородах. Самыми многочисленными были ульпаны, созданные в 1967 году в поселках Репино и Лисий Нос. Занимались в них по воскресеньям. В этих ульпанах преподавались иврит и история еврейского народа. Именно на эти предметы был наибольший спрос у будущих репатриантов. Уровень преподавания в репинском ульпане был довольно высоким, среди преподавателей было немало учеников Лии Лурье, по окончании курса даже сдавались экзамены. В Лисьем Носу уровень преподавания и получаемых знаний иврита были не так высоки. Там преподавали те, кто сам недавно освоил начальный курс иврита.
Реб Мордехай Разран. Фото