Раввин Абрам Лубанов |
После смерти Глускина место раввина в Ленинграде пустовало 7 лет. В 1943 году в блокадном городе появился новый раввин Абрам Лубанов. Рассказывают такую историю. В 1943 году в Ленинград прибыл новый уполномоченный по делам религиозных культов. Он обратил внимание на то, что Синагога открыта, а раввина нет. Решив, что это непорядок, он вспомнил об одном раввине, отбывавшем заключение в лагере, начальником которого был некогда этот самый уполномоченный. Говорят, что именно так Лубанов попал в Ленинград. Рабби Лубанов происходил из семьи любавичских хасидов. Его юность и годы обучения в хасидской иешиве пришлись на время расцвета хасидской учености и наивысшей терпимости в еврейском религиозном мире. На своем посту Лубанов проявлял полную лояльность ко всем группам верующих и у всех пользовался абсолютным доверием и непререкаемым авторитетом.
В конце 40-х годов Лубанов был вновь арестован и несколько месяцев провел в "Крестах". Там он объявил голодовку и добился того, чтобы ему разрешили получать ежедневно из дома передачи с кошерной пищей. В 50-60-е годы гонения на религию и ее служителей не прекращались. И тем не менее, делались обрезания, совершались свадебные обряды. И не только в Синагоге. Хуппу ставили и в домах. В 50-60-е годы в Хоральной синагоге численность обслуживающего персонала была значительной по сравнению с числом молящихся - это Лубанов давал убежище и работу тем, кто уезжал из провинции из-за преследований за соблюдение обрядов. Влияние раввина Лубанова на жизнь религиозной общины было столь значительным, что при нем в общине не было ни острых конфликтов, ни хищений. Сам он был редким бессребреником и, довольствуясь небольшим жалованьем от общины, плату за совершение обрядов и пожертвования отдавал нуждающимся.
Жил раввин с женой и двумя дочерьми в небольшой комнатке в здании Синагоги. На встречу субботы туда всегда приходило несколько гостей. Даже после того как власти выделили ему трехкомнатную квартиру в Московском районе, субботу Лубанов встречал в этой комнатке. В конце 60-х годов Лубанову ампутировали ногу, и он уже не мог ежедневно бывать в Синагоге. Но он оставался духовным лидером общины. Дом его был открыт для верующих. По субботам и праздникам миньян собирался у него на квартире. В преддверии Песаха раввина приносили в мацепекарню, где он следил за качеством муки. В сложных жизненных ситуациях к нему приходили на Суд Торы, хотя официально это было запрещено. Умер Лубанов в 1973 году в возрасте 85 лет. К этому времени захоронения на еврейском кладбище уже были запрещены. Но с помощью американских евреев общине удалось добиться захоронения Лубанова на этом кладбище. Он похоронен на старом участке, рядом с Домом прощания.
Раввин Абрам Лубанов. Фото