Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

"Ленинградский еврейский альманах"

Следующий сюжет

С 1982 года в Ленинграде стал выходить в самиздате "Ленинградский еврейский альманах" ("ЛЕА"). Необходимость в таком печатном органе ощущалась уже давно. В начале 1982 года группа ленинградских еврейских активистов подала пакет документов для официальной регистрации Ленинградского общества по изучению еврейской культуры. Советское законодательство позволяло зарегистрировать общество даже в то время. Но в регистрации было отказано. Потребность рассказывать еврейскому населению города о проблемах национальной жизни и о ее содержании становилась все острее. Да и почва для выпуска еврейских самиздатовских сборников была уже подготовлена. Количество "отказников" увеличивалось. В городе, помимо ульпанов, действовали квартирные семинары и нелегальные курсы еврейской кухни. Материалы семинаров, произведения писателей и поэтов, для которых обращение к еврейской теме было выстрадано, а потому неизбежно, и составили портфель редакции.Титульный лист "ЛЕА" N 17
Инициаторами выпуска "Ленинградского еврейского альманаха" стали известный геофизик Эдуард-Исаак Эрлих, еврейские активисты Яков Городецкий и Григорий Вассерман. Для работы над первым номером был приглашен поэт Юрий Колкер. Впоследствии Колкер вспоминал, что обстановка была настолько опасной, что обсуждать издание на чьей-либо квартире боялись. Встречались на улице, неподалеку от места работы Эрлиха - на пересечении Суворовского проспекта и 7-й Советской улицы. За каждым из членов редколлегии велась слежка, поэтому решено было не указывать на титульном листе имен издателей и адреса редакции. "Мы и без того были на виду - у читателей и у следователей: первым нам незачем было представляться, вторым помогать", - вспоминал Ю. Колкер. Для того чтобы в случае чьего-либо ареста издание продолжалось, решили работать над отдельными выпусками сменными редакциями.
Объем журнала составлял 70-80 машинописных страниц. Такой объем не создавал особых трудностей с тиражированием.Перекресток Суворовского проспекта и 7-й Советской улицы - место, где обсуждалось содержание первых выпусков "ЛЕА". Фото
Тираж "ЛЕА" был весьма большим для самиздата - 50-70, иногда более 100 экземпляров. "ЛЕА" читали в Москве, Прибалтике, на Украине и Кавказе, в Биробиджане. Редакцию берегли, ее состав держали в полной тайне. Именно поэтому размножением и распространением альманаха занимались разные люди, сменявшие друг друга по мере отъезда из страны: А. Таратута, Б. Кельман, Я. Городецкий. Первый номер "ЛЕА", помеченный сентябрем 1982 года, вышел в ноябре и был подготовлен группой Ю. Колкера. Номер открывался программной статьей "Кто мы?". В соответствии с договоренностью о выпуске каждого нового номера другим составом редакции, второй номер готовил кружок Г. Вассермана, а третий вышел уже под редакцией М. Бейзера и С. Фрумкина, который и остался постоянным редактором "ЛЕА" в дальнейшем. Позже к редакции присоединились В. Биркан, Р. Запесоцкая, Д. Иоффе. Вышедший к Пуриму 3-й номер "ЛЕА" разошелся тиражом, намного превосходящим тиражи любого другого тогдашнего ленинградского самиздата.Ю. Колкер. Фото
По тиражу и уровню публикуемых материалов "ЛЕА" можно сравнить лишь с еще одним еврейским самиздатовским журналом - "Евреи в СССР", выходившим в Москве и разгромленным в конце 70-х - начале 80-х годов. Направление альманаха можно определить как научно-культурное. Политологические и социологические материалы из соображений безопасности публиковали редко. Материалы готовили любители, занимавшиеся еврейской историей, философией, культурой в свободное от других занятий время. Тем значительнее выглядят публикации "ЛЕА", которые вполне соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям. Основным источником для "ЛЕА" служили доклады семинара по иудаике и других еврейских семинаров.Содержание "ЛЕА" N 5
Так, в пятом номере "ЛЕА" (декабрь 1984 года) были опубликованы статьи Л. Сегала (псевдоним Леонида Прайсмана) "Погромы и еврейская самооборона"; А. Эйзри (Т. Макушкина) "Еврейский свадебный обряд"; Ф. Нулина (С. Фрумкин) "Евреи - узники Шлиссельбурга"; заметка М. Бейзера (по материалам Д. Романовского) "О критическом отношении к историческим документам", в которой цитировались заявления руководителей еврейской общины Германии о верности Рейху и их протест против пропаганды бойкота нацистской Германии, звучавшие очень актуально в тогдашнем СССР. А в седьмом номере "ЛЕА" (сентябрь 1985 года) опубликованы статьи М. Гольдиной об изучении еврейской музыки в России (это стало темой ее дипломной работы в Ленинградской консерватории); Ф. Нулина (С. Фрумкин) "К истории политического мезальянса. Зубатов - Вильбушевич"; отрывки из неопубликованной коллекции еврейского фольклора, собранной Е. Райзе в этнографической экспедиции, и другие материалы.C. Фрумкин. Фото
Из номера в номер в "ЛЕА" публиковались главы книги М. Бейзера "Евреи в Петербурге". В 1986-1988 годах были подготовлены два сборника-приложения к "ЛЕА": "Современный еврейский фольклор" - подборка сценариев квартирных пурим-шпилей и специальный сборник, посвященный Дню Катастрофы, распространявшийся на траурном митинге.
Полностью от публицистики отказаться не удалось. В "ЛЕА" были опубликованы письмо Р. Зеличенка писателю В. Белову, уже тогда проявлявшему свой антисемитизм, переписка Натана Эйдельмана с Виктором Астафьевым. Затем стали появляться лагерные воспоминания "отказников". Всего было выпущено 19 номеров "ЛЕА". Это единственный еврейский самиздатовский журнал, просуществовавший так долго. По воспоминаниям М. Бейзера, поначалу издатели были уверены, что разгром последует после выхода первого же номера.Обложка журнала "Вестник еврейской культуры", посвященного "ЛЕА". 1990 год
Последние 4 выпуска "ЛЕА" 1989 года тиражировались уже в Израиле и возвращались в СССР в количестве до 1500 экземпляров. В 1989 году С. Фрумкин решил прекратить выпуск "ЛЕА" в связи с появлением легальной еврейской печати. Редакционный портфель был передан рижскому журналу "ВЕК" ("Вестник еврейской культуры"). Составившие его материалы легли в основу одного из номеров "ВЕК". Еще в 1988 году в серии "Еврейский самиздат" Центром по исследованию восточноевропейского еврейства Еврейского университета в Иерусалиме были выпущены первые четыре номера "ЛЕА", а в 1992 году - следующие четыре. В архиве центра хранятся почти все номера альманаха. "Ленинградский еврейский альманах" остался в истории евреев России как одна из самых ярких страниц борьбы за национальное возрождение.Обложка "ЛЕА", изданного в Иерусалиме

Обложка "ЛЕА", изданного в Иерусалиме

Обложка "ЛЕА", изданного в Иерусалиме