Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

Репрессированная гебраистика

Предыдущий сюжет
Следующий сюжет

Все советские конституции провозглашали свободу развития национальных культур и равноправие языков. Но негласно, в соответствии с директивами партийных органов, запрещались и отдельные проявления национальной культуры, и целые отрасли науки, и даже языки. Одной из первых репрессированных наук стала гебраистика, а одним из первых репрессированных языков - иврит. Еще в 1923 году при рассмотрении цензурой изданного в Киеве сборника "Гааш" ("Наступление"), включавшего три поэмы Ш. Новака, цензор отмечал, что "издание литературы на иврите является принципиальным вопросом". Он обратился за разъяснениями в Москву. Поэма "Сказание об Октябре", по мнению политредактора (цензора), уместна была бы в Палестине, где служила бы делу агитации, "ибо там значительная часть рабочих говорит по-древнееврейски". Далее цензор указывал, что в условиях Советской России эта поэма доступна лишь "клерикально-буржуазной части еврейского общества".Страница рукописи Хаима Ленского
Киевский сборник "Гааш" все-таки вышел в свет. Но в дальнейшем отношение властей к ивриту ужесточилось. Весной 1927 года объединение ленинградских литераторов, писавших на иврите, "Группа гебрейских писателей" получила разрешение на проведение литературного вечера на иврите. Но вечер не состоялся. Милиция заперла дверь и не пустила публику. По жалобе писателей на самоуправство прокурор был вынужден сделать запрос. Ответ, очевидно, успокоил законника - разрешение на вечер аннулировано по директиве секретариата Губернского комитета ВКП(б). Нет закона выше партийной директивы! Писатели обращались в вышестоящие инстанции, вплоть до председателя ВЦИК М.И. Калинина. Они приводили факты запрета не только вечеров на иврите, но и ивритских литературных сборников. Последовал исчерпывающий ответ: представитель Отдела печати Губкома заявила, что древнееврейскому языку, аналогично церковнославянскому, нет места.Здание, где располагалась библиотека ОПЕ в 1920-е годы. Фото
Далее утверждалось, что "Объединения гебрейских писателей" не существует, а есть отдельная группа, и руководители этой группы находятся под арестом. И иврит, и церковнославянский язык были в глазах идеологического начальства "проводниками религиозного мракобесия", а иврит вдобавок был языком сионистов, которых к тому времени уже коснулись репрессии. Существовали соответствующие директивы партийных органов, а другие "органы" уже применили к "гебрейским" писателям свои меры. Издавать сборники и проводить литературные вечера на иврите стало в СССР невозможным. После недолгого ареста часть ленинградских "гебрейских" писателей сумела уехать в Палестину. Участь тех, кто остался, была трагична - они погибли в лагерях ГУЛага.Хаим Ленский. Фото
Одним из наиболее талантливых в этой группе был поэт Хаим Ленский. Он родился в 1905 (или 1906) году в Белоруссии. После развода родителей воспитывался у деда. Получил традиционное еврейское воспитание. С 1921 года Ленский учился в еврейской учительской семинарии в Вильно. В 1924 году он нелегально перешел литовско-советскую границу. Был арестован, а затем сослан в Самару. Два года переезжал из города в город в поисках работы, пока, наконец, не попал в Ленинград в еврейскую кооперативную артель "Амал". Стихи на иврите и идише Ленский начал писать с 12 лет, затем выбрал иврит языком творчества. В Ленинграде он вступил в ЕИЭО, общался с еврейскими учеными С.Л. Цинбергом и И.И. Равребе. В 1934 году Х. Ленский был арестован одновременно с другими членами ивритского кружка. Он был осужден на 5 лет лагерей с последующим запрещением проживать в крупных городах еще на 5 лет.
После освобождения в 1938 году Ленский поселился в Малой Вишере, часто приезжал в Ленинград, чтобы навестить жену и дочь.Малая Вишера. Фото
Стихи на иврите Ленский продолжал писать и в заключении, и в ссылке. Некоторые из них жене Ленского удалось переправить в Палестину, где они были опубликованы. Ленский переводил на иврит русскую классику, в частности А.С. Пушкина ("Медный всадник"). Последняя его поэма "В снежный день" посвящена В. Иоффе - академику-микробиологу, знатоку иврита. Х. Ленский был вновь арестован в июле 1941 года в Малой Вишере. При аресте были изъяты часы карманные, 20 рублей, тетради и блокноты со стихами и молитвенные принадлежности (тфилин). По постановлению сержанта госбезопасности, производившего арест, тфилин были сожжены. Х. Ленский скончался от истощения в одном из лагерей в Красноярском крае в марте 1943 года.Хаим Ленский в сибирском лагере. 1942 год. Фото
Трагически закончилась жизнь еще одного выдающегося гебраиста Иехиеля Равребе. В 1908 году, 24 лет от роду, Равребе поступил на Высшие курсы востоковедения, основанные Д. Гинцбургом. По окончании курсов в 1913 году был оставлен преподавателем при них. Преподавал Равребе и в Петроградском еврейском университете - язык, еврейскую историю и историю литературы. Будучи уже признанным специалистом, он в 1919 году поступил на Восточный факультет Петроградского университета. С 1922 года Равребе посвятил себя исследовательской работе, совмещая ее с преподаванием и с заведованием архивом ЕИЭО. В это время он публикует ряд статей по еврейской лингвистике и литературе. Но к 1927 году в Ленинграде были закрыты все еврейские научные учреждения, и Равребе переехал в Минск.Иехиель Равребе. 1930-е годы. Фото
В Минске Равребе возглавил кафедру семитологии в Белорусском государственном университете, но через два года кафедру упразднили и Равребе вернулся в Ленинград. В 1931 году он занял должность библиотекаря в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки, где находится богатейшая коллекция еврейских рукописей. За четыре года Равребе проделал колоссальную работу по исследованию надписей из Угарита, еврейской поэзии XII века и ряд других. Руководство библиотеки предложило присудить ему ученую степень доктора наук по совокупности опубликованных работ. Это предложение поддержали академики В.В. Струве и И.Г. Франк-Каменецкий. Казалось, все складывалось счастливо. Но в ноябре 1937 года Равребе был арестован. По слухам, НКВД готовил процесс о "сионистско-фашистском заговоре" и отводил Равребе роль ключевой фигуры этого "заговора". Точная дата его смерти неизвестна. Скорее всего, он не выдержал пыток при допросах.Отдел рукописей Государственной публичной библиотеки. Фото
Какие-то известия об аресте Равребе попали за границу. Есть сведения, что его однокашник по Высшим курсам востоковедения З. Рубашов (Шазар) и поэт Х. Бялик добились у британских властей разрешения на въезд Равребе в Палестину и отправили документы о разрешении в Москву с ходатайством об освобождении. Точно известно, что в апреле 1938 года дирекция Публичной библиотеки уведомила ВАК о том, что в связи с увольнением Равребе из библиотеки просит считать недействительным ходатайство о присвоении ему ученой степени. Среди репрессированных ленинградских гебраистов были С.Л. Цинберг и члены ивритского кружка А. Зархин, Р. Левин, Б. Райзе и другие. Те, кому чудом удалось избежать ареста, вынуждены были или совсем оставить гебраистику, или же отказаться от надежды увидеть свои исследования в печати. Академическая гебраистика не была официально объявлена вне закона, но потеря целой плеяды замечательных ученых надолго остановила ее развитие.Иллюминированная еврейская рукопись. Фрагмент

Иллюминированная еврейская рукопись. Фрагмент

Иллюминированная еврейская рукопись. Фрагмент