Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Сюжеты
Город
Страна
Общины

Городская община
1926-1938

Городская община
Городская община
Предыдущий период
Следующий период

В течение десятилетия, с середины 20-х до середины 30-х годов, продолжался рост численности еврейского населения Ленинграда за счет миграции из небольших городов Белоруссии, Украины, Смоленской и Брянской областей РСФСР. В первую очередь перебирались в Ленинград представители молодого поколения, стремившиеся к получению образования. Для того чтобы иметь право на поступление в вузы, детям раввинов и шойхетов, нэпманов и кустарей необходимо было иметь двухлетний рабочий стаж. В маленьких городках устроиться на работу было очень трудно, поэтому еврейская молодежь вынуждена была осваивать рабочие профессии в Ленинграде. После того как дети обустраивались на новом месте, к ним приезжали родители - те самые "лишенцы": бывшие "служители культа" или нэпманы. Этот процесс продолжался до тех пор, пока в 1934 году, в СССР не был восстановлен институт прописки. Отныне получить право на проживание в том или ином городе, особенно в Москве и Ленинграде, стало крайне сложно.Ленинградская еврейская семья. Начало 1930-х годов. Фото
Вновь прибывшие нуждались в жилье и работе. Если молодежь поступала на фабрики и заводы, на рабфаки, а затем в институты, то люди среднего возраста: слесари, столяры, кожевники, швейники, трикотажники, механики - шли в артели. Многие устраивались продавцами в магазины или в управленческий аппарат промкооперации. Стихийно складывались неформальные еврейские объединения - землячества. Естественно, что в условиях большого города провинциалам, особенно в первое время, было неуютно. Помочь могли земляки, уже имевшие опыт устройства в новых условиях. По воспоминаниям ленинградских евреев, некоторые землячества, например Красиловское, существовали вплоть до конца 60-х годов, пока еще были живы и оставались в СССР их основатели. Землячества организовывали (разумеется, неофициально) денежную и другую помощь, помогали найти на первых порах жилье, способствовали трудоустройству.
Недавно обосновавшиеся в Ленинграде евреи нуждались не только в удовлетворении элементарных житейских потребностей. Необходимо было обслуживать и их культурные запросы. А вот это к началу 30-х годов уже превращалось в нелегкую проблему. Начиная с 1926 года советская власть перешла от политики огосударствления национальных общественных структур к политике их ликвидации. К 1927 году большая часть еврейских культурных, просветительных и общественных организаций перестала существовать. В список на закрытие попали не только старые, еще дореволюционные, авторитетные организации, такие как ОПЕ, ОРТ, Историко-этнографическое общество, но и создававшиеся в первые годы советской власти: Евобщестком, ЕКОПО, ряд еврейских клубов. Были закрыты почти все еврейские издания. До 1929 года еще действовали богадельня на Васильевском острове и до 1930 года - лечебница ЛЕКОПО.
До 1928 года в городе еще оставался еврейский театр. В 1931 году Еврейский клуб был объединен с Еврейским домом просвещения им. Я.М. Свердлова. Кроме Дома просвещения в Ленинграде находилось еще отделение ВОЗЕТ. Музей Еврейского историко-этнографического общества уже не принимал посетителей, хотя еще не был официально закрыт. Недалеко от Синагоги находилась 5-я национальная еврейская школа. На Васильевском острове, в здании бывшего приюта располагались детский дом и еще одна школа под номером 11. Кроме того, действовали еще две еврейских школы. В 1928 году, помимо Большой хоральной синагоги, в различных районах Ленинграда насчитовалось еще 12 синагог и молелен. Однако дни существования и этих организаций, и обществ были уже сочтены.Расположение молелен в Ленинграде. 1920-1930-е годы
Уж если власти не считались с общественными национальными организациями, многие из которых были созданы по их же инициативе, то религиозные объединения находились под жестким контролем. В мае 1929 года комиссия Ленсовета после проверки деятельности Ленинградской еврейской религиозной общины заключила, что руководство общины нарушило положения устава в части запрета на коммерческую деятельность. Для содержания здания требовались средства, поэтому взималась плата за места в Синагоге, за пользование миквой, за совершение похоронного обряда. Все это члены комиссии и посчитали коммерческой деятельностью. Общине вменялось в вину создание суда Торы для разбора конфликтов между евреями (что рассматривалось как присвоение функций государственных органов). Кроме того, община обвинялась в сборе средств для содержания общинного руководства и в стремлении подчинить себе все еврейские религиозные учреждения города.Обложка журнала "Трибуна". 1930 год
На основании этих выводов уже через 6 месяцев Ленсовет постановил прекратить деятельность ЛЕРО и возбудить уголовное дело против ее руководителей. Выяснилось также, что синагогальная двадцатка и ЛЕРО имеют одного председателя - Л.Б. Гуревича. Это сочли грубым нарушением. Было рекомендовано расторгнуть договор с конкретной двадцаткой, но затем эти рекомендации сочли слишком "мягкими". В городской прессе развернулась кампания травли общины. Сразу же нашли и новое применение зданию Синагоги: поместить в ней Еврейский дом политпросвещения. В январе 1930 года, "идя навстречу пожеланиям трудящихся", Ленсовет постановил Синагогу закрыть. Однако из опасения протестов международной общественности, а также в связи со статьей Сталина "Головокружение от успехов" через полгода Синагогу вновь открыли. Тем не менее в рамках кампании по борьбе с религией к 1936 году в городе были закрыты почти все остальные синагоги и молельни.Постановление о закрытии синагоги Шаарей Цион. 1938 год
Еще в 1923 году эмигрировал из Советского Союза раввин М.Г. Айзенштадт. Оставшийся в Ленинграде раввин Д.Т. Каценеленбоген, как и прежде, пользовался в общине заслуженным авторитетом и, несмотря на годы, исполнял свои обязанности до самой смерти, последовавшей в 1930 году. В 1934 году руководство общины обратилось с предложением к хасидскому раввину Менделю Глускину занять свободную должность в Ленинградской хоральной синагоге. Рав Глускин дал свое согласие. Принимая такое решение, он руководствовался прежде всего мотивами религиозного долга, но не только. Мендель Глускин надеялся, что его дочери в условиях большого города смогут получить высшее образование несмотря на то, что их отец - "служитель культа". Надеждам этим не суждено было оправдаться вплоть до 1936 года. Однако Мендель Глускин не покинул Ленинград, хотя у семьи не было жилья, а дочери не только не имели права поступить в институт, но и долго не могли найти работу.Раввин Мендель Глускин. Фото
Рав Глускин добился признания и уважения у всех членов общины, в том числе у миснагидов, которые в это время уже утратили прежнее влияние в Ленинградской общине. В декабре 1936 года, когда была принята новая советская конституция, отменившая такое понятие, как "лишенцы", и все граждане были уравнены в правах, дочери Менделя Глускина поступили в университет. Теперь рав Глускин был спокоен за судьбу дочерей. Все они стали впоследствии выдающимися исследователями и педагогами. Рассказывают, что за день до своей кончины (в декабре 1936 года) он танцевал на хасидской свадьбе. Похоронен рабби Мендель Глускин на Преображенском кладбище, недалеко от здания Дома прощания.Могила М. Глускина на Еврейском кладбище в Ленинграде. Фото

Ленинградская еврейская семья. Начало 1930-х годов. Фото
Расположение молелен в Ленинграде. 1920-1930-е годы
Обложка журнала "Трибуна". 1930 год
Постановление о закрытии синагоги Шаарей Цион. 1938 год
Раввин Мендель Глускин. Фото
Могила М. Глускина на Еврейском кладбище в Ленинграде. Фото

Ленинградская еврейская семья. Начало 1930-х годов. Фото