Еврейский театр |
До 1917 года в Петрограде, несмотря на обилие различных еврейских просветительных, научных и культурных обществ, не было еврейских театральных коллективов. Только в 1916 году было зарегистрировано Еврейское театральное общество, однако оно не успело развернуть работу до февраля 1917 года. Идею создания профессионального еврейского театра в Петрограде удалось частично реализовать уже после Октябрьского переворота. Одним из направлений деятельности образованного в 1918 году Еврейского отдела Комнаца СКСО стала культурно-просветительная работа. В плане этой работы значилось: "Открытие пролетарских театров-студий". В 1918 году в Петрограде открылась первая в России театральная школа. Руководил ею режиссер Алексей Грановский (Азарх).
А.М. Грановский собрал небольшую группу полусамодеятельных актеров с целью обучить их азам сценического искусства и создать новый профессиональный еврейский театр. Разумеется, традиции еврейского профессионального театра существовали в дореволюционной России, но в новом театре стремились преодолеть стереотипы провинциальной еврейской сцены и использовать новейшие достижения европейского сценического искусства.
Уже 23 января 1919 года школа выпустила первый спектакль, составленный из двух пьес: "Слепые" М. Метерлинка и "Грех" Шолома Аша. На следующем вечере, прошедшем в школе, также были представлены две пьесы: "Амнон и Томар" Ш. Аша и "Строитель" С. Михоэлса. Следующим спектаклем студии стал "Уриэль Акоста" К. Гуцкова.
Сценическим оформлением и музыкальным сопровождением этих спектаклей театра-студии занимались такие выдающиеся художники и композиторы, как А. Бенуа, М. Добужинский, И. Ахрон, С. Розовский. В 1921 году Петроградский еврейский театр-студию перевели в Москву. Этот шаг был предпринят властями с целью противопоставить друг другу два профессиональных еврейских театра - Петроградский, где спектакли ставились "на языке еврейской рабочей массы" - идиш, и Московский театр "Габима", ставивший спектакли на иврите. В "Габиме" шли пьесы на библейские сюжеты. Расценивая театр как мощное средство влияния на массы, идеологи новой власти считали борьбу с ивритоязычным театром частью борьбы с сионизмом.
В Москве студия стала называться Государственным еврейским камерным театром, а с 1925 года - Государственным еврейским театром (ГОСЕТ). Театр возглавлял С. Михоэлс. В театре шли произведения мировой драматургии - Шекспир, Метерлинк, еврейской драматургической классики - Шолом-Алейхем, Шолом Аш, Гольдфаден и пьесы советских еврейских авторов - П. Маркиша, Д. Бергельсона, И. Нусинова. В оформлении спектаклей ГОСЕТа участвовали М. Шагал, Н. Альтман, Р. Фальк, П. Тышлер. ГОСЕТ не раз приезжал в Ленинград на гастроли. Обычно спектакли шли в ДК промкооперации (ныне ДК им. Ленсовета), в бывшем Народном доме (ныне Мюзик-холл). Последние гастроли в 1948 году прошли в Большом драматическом театре. После отъезда студии Грановского в Москву в Петрограде некоторое время работал Еврейский драматический театр и Ленинградский еврейский театр под руководством М.Г. Строева.
В Петрограде была сделана попытка создать еврейский профессиональный музыкальный театр. В 1923 году была осуществлена постановка оперы "Небеса пылают". Музыку и либретто оперы написал М.А. Мильнер. Литературной основой для либретто послужили записи еврейских легенд и сказаний. В работе над либретто М.А. Мильнеру помогал член правления Общества еврейской народной музыки М.С. Риверсман. Декорации и костюмы для постановки выполнены по эскизам В.А. Щуко. Однако отзыв политредактора (цензора) о либретто был неблагоприятным. Он рекомендовал, учитывая уже произведенные на постановку затраты, разрешить 3-4 показа. Поэтому после 4 представлений спектакль был закрыт.
Афиша Eврейского Камерного театра в Петрограде. 1919 год