![]() | ![]() |
![]() |









Еврейское образование |
Первое время после Октябрьского переворота новая власть, хотя и вмешивалась в работу старых еврейских образовательных учреждений, но еще допускала их существование. В начале 1918 года Еврейский отдел Комиссариата по делам национальностей Союза Коммун Северной области составил план работы, который включал: устройство школ, детских садов, площадок и организацию трудовых колоний, открытие пролетарских театров-студий, создание курсов социальных и общественных наук и устройство лекций. Однако, поскольку комиссариат не только выполнял административно-организационные функции, включая финансирование, но и обеспечивал идеологическую направленность всех мероприятий, кадры учителей и воспитателей подбирались уже с его ведома. В связи с притоком в Петроград в годы гражданской войны еврейского населения выросло число еврейских детских домов, школ, детских садов, просуществовавших вплоть до 1923 года.![]()
Новая власть стала вырабатывать собственную концепцию еврейского образования. Эта концепция не предусматривала национального содержания образования. Уже в конце октября 1918 года были национализированы еврейские школы, принадлежавшие ОПЕ, Обществу предоставления начального образования детям бедных евреев Песковского района и обществу "Иврио". Этим школам надлежало в течение недели зарегистрироваться в Еврейской секции Отдела национальных школ Комиссариата народного просвещения и представить точные сведения о количестве учащихся, статьях прихода и расхода, а также описи имущества и инвентаря. 1 марта 1919 года в Еврейский отдел Петроградского комиссариата народного просвещения поступило распоряжение из Наркомнаца об исключении из школьных смет оплаты труда преподавателей Танаха как религиозной дисциплины. Помимо Танаха, из программы исключались и иврит как язык клерикалов, и история еврейского народа.![]()
Постепенно, в результате укрупнений и слияний, в городе остались четыре еврейских национальных школы и один детский дом. Судьба первого еврейского вуза, основанного Давидом Гинцбургом, тоже оказалась в полной зависимости от властей. После эмиграции основных жертвователей на нужды еврейского просвещения ОПЕ, находившееся под жестким контролем властей, было не в состоянии обеспечить финансирование деятельности вуза. Тем не менее в феврале 1919 года Петроградский еврейский университет возобновил свою работу в бывшем особняке Якова Полякова на Английской набережной. Программа и учебные планы остались пока неизменными. Наряду со старыми преподавателями (С.М. Дубнов, М.И. Кулишер), в университет пришли Ю.И. Гессен, С.Л. Цинберг, А.З. Штейнберг, Г.Я. Адмони-Красный. Ректором университета был назначен С.Г. Лозинский.![]()
Отдел просвещения национальных меньшинств при Наркомпросе 2 июля 1921 года вынес постановление о национализации Петроградского eврейского университета и передал его устав на рассмотрение в Академический центр наркомата. В августе 1922 года, по требованию Наркомпроса, университет был переименован в Петроградский институт высших еврейских знаний. При этом было увеличено количество часов преподавания на идише за счет сокращения часов, предусмотренных на изучение иврита и ряда еврейских предметов. Уже в марте 1923 года последовала новая реорганизация. Институт был переименован в Высшие курсы еврейских знаний. Танах и Талмуд были исключены из программы, а вместо них в расписании появились диалектический материализм и история еврейского рабочего движения. Еще через полгода курсы были переименованы в Петроградский (затем Ленинградский) институт еврейской истории и литературы и в этом качестве просуществовали до своего закрытия в 1926 году.![]()
Здание Комиссариата народного просвещения с еврейским отделом. Фото