Городская община
1917-1925
Успех Октябрьского переворота не был неожиданным для петроградского еврейства. Победу большевиков евреи восприняли как реализацию наихудшего, но предсказуемого варианта развития событий. 19 ноября 1917 года "Еврейская неделя" писала: "Чего многие опасались - свершилось. Висевшая на краю пропасти Россия упала в бездну". Но убеждение во временности всего происходящего помогло пережить первый шок. Поэтому 9 ноября все-таки состоялось торжественное открытие (под председательством М.И. Шефтеля) нового помещения Еврейского клуба (Еврейского общественного собрания). Торжество состоялось вскоре после похорон евреев-юнкеров, погибших 29 октября при защите Владимирского училища и телефонной станции от восставших. Всего на Преображенском еврейском кладбище были похоронены 50 жертв переворота, в том числе 35 юнкеров. На похоронах присутствовала тысячная толпа. Так закончился для евреев столицы недолгий период "дней свободы".
Накануне первой мировой войны евреи составляли около 2% от почти двухмиллионного населения российской столицы. А по переписи 1920 года они стали уже второй по численности (после русских) группой населения - 3,53% (от 722 тысяч человек). Население Петрограда за время гражданской войны сократилось почти в 3 раза из-за голода, эпидемий, гибели на фронтах и от красного террора, вследствие эмиграции и оттока в сельские районы. Уменьшилось и общее число евреев. На сокращение численности еврейского населения влияли те же причины, но евреям некуда было уезжать из голодного Петрограда. Их родные и близкие в местечках оказались заложниками страшных событий - жутких по размаху и жестокости боевых действий и погромов.
В Петроград, как и в другие крупные города, во время гражданской войны прибывали еврейские беженцы - жертвы погромов. Особенно много было детей-сирот. Об этом свидетельствуют цифры - доля еврейских учащихся в школах города на 1/3 превышала долю всего еврейского населения в Петрограде. Помощь еврейским беженцам оказывали различные специальные еврейские организации: ЕКОПО, ОЗЕ, ЕКО. Все они были созданы в последние предреволюционные годы и действовали в контакте с такими известными организациями, как ОПЕ и ОРТ. В 1918 году к работе с еврейскими беженцами подключились представители Джойнта. Одновременно вопросы помощи беженцам и организацию жизни всех евреев Петрограда держал под своим контролем Еврейский отдел созданного новыми властями Наркомнаца.
Отказаться от помощи российских и зарубежных еврейских общественных организаций большевики еще не могли, поскольку были не в состоянии своими силами справиться с голодом и разрухой. Однако власть постоянно вмешивалась в работу этих организаций. В июне 1918 года Еврейский отдел Комнаца СКСО "под страхом революционной кары, как за измену Отечеству" предупреждал сотрудников ЕКО о недопустимости предоставления каких-либо сведений и справок представителям иностранных миссий. Особенное раздражение властей вызывала деятельность Джойнта - распределение персональных продуктовых и вещевых посылок, присланных родственниками из Америки и других стран. Среди получателей посылок оказывались "социально чуждые элементы".
В 1922 году представитель ВЦИК в директиве, разосланной на места, указывал: "Джойнт - буржуазная организация, которая стремится войти в контакт с клерикалами, сионистами, интеллигенцией...". Директива предписывала не допускать в комиссии по распределению помощи населению представителей местных религиозных организаций.
Представители Джойнта занимались не только помощью голодающим и детям-сиротам. Необходимо было трудоустроить взрослое трудоспособное население. Большинство еврейских беженцев - мелкие кустари и торговцы - попадали в разряд "лишенцев". Джойнт снабжал кустарей оборудованием, организовывал трудовые артели.
После введения НЭПа стало интенсивно развиваться кооперативное движение. Многие петроградские евреи пошли в кооперативы. Молодежь стала осваивать рабочие профессии для того, чтобы получить право на образование. Те, кому удавалось скрыть социальное происхождение, устраивались на службу в советские учреждения, остро нуждавшиеся в грамотных работниках. В это время среди лиц свободных профессий было еще немало евреев. Так, среди практикующих врачей Петрограда евреи составляли 13%, а среди дантистов - 52%.
К 1925 году состав еврейского населения Ленинграда значительно обновился. Вновь прибывшие евреи оказались в городе с прочными общинными традициями. Но эти традиции разрушались и уничтожались уже на их глазах.
Жители Петрограда читают первые декреты Советской власти. 1917 год. Фото