Городская община
1801-1820
В доме Чичерина на Невском проспекте жил крупный предприниматель Абрам Перетц, вокруг которого группировалась первая еврейская община Петербурга. Ее составляли выходцы из города Шклова, которых называли шкловскими маскилами. Они были приглашены в Петербург как представители еврейского населения для участия в работе созданного в 1802 году Еврейского комитета. Вместе с еврейскими депутатами в столицу приехали члены их семей, служащие и домашняя прислуга. В том же 1802 году евреи приобрели у лютеранской общины часть принадлежавшей ей земли на Волковом кладбище под еврейские захоронения. С этого времени ведет свой официальный отсчет история Петербургской еврейской общины.
В это же время в Петербурге начали вести пинкасы. Пинкасы - памятные книги общин, своего рода летописи. В них заносили как важнейшие события в жизни еврейской общины, так и отдельные сравнительно мелкие подробности жизни евреев того или иного города или местечка. Обычно записи в пинкасах делались на иврите или идише, но первые записи в петербургском пинкасе сделаны на немецком языке - языке тогдашнего образованного еврейства, понятном и петербургским властям. Первые записи посвящены покупке земли под кладбище и смерти духовного лидера общины Ноты Ноткина, похороненного на этом кладбище.
На городских заставах все приезжающие должны были предъявлять документы на право въезда в Петербург. У большинства евреев эти документы в лучшем случае давали право только для временного пребывания в городе, в худшем - были поддельными. Кто-то проникал и без всяких документов, за взятку. Еврейские депутаты и их окружение были временными, но весьма заметными еврейскими жителями столицы начала XIX века. Они проживали в Петербурге легально. Но гораздо больше евреев - подрядчиков, купцов, ремесленников - обосновывалось в столице вопреки официальному запрету. Столица империи продолжала привлекать евреев как центр деловой, политической и культурной жизни страны. К 1826 году в городе проживало 248 евреев.
Дом Чичерина на Невском проспекте