Судьба еврейских коллекций |
В последнее предреволюционное десятилетие в Петербурге были собраны богатейшие коллекции еврейских рукописей, книг, документов и предметов. Экспедиции Еврейского историко-этнографического общества под руководством С. Ан-ского, спасая памятники еврейской культуры в прифронтовой полосе, отправляли их в Петроград. Собрано было так много материалов, что все они не могли разместиться в двух небольших комнатах, отведенных под музей в здании богадельни на Васильевском острове. Несколько сотен свитков Торы хранились в Хоральной синагоге. В 1918 году часть предметов из фондов Еврейского музея были переданы на хранение в Этнографический отдел Русского музея (ныне Российский музей этнографии). Документы, книги, восковые валики с фольклорными записями и ряд предметов находились в коллекциях Еврейского музея. В городе имелась и библиотека ОПЕ, насчитывавшая 60 тысяч томов, из которых 80% составляли книги по иудаике.
Политика дискредитации и последующей ликвидации национально-культурных обществ в СССР, проводившаяся большевиками в конце 20-х - начале 30-х годов добралась и до самых крупных и авторитетных еврейских обществ ОПЕ и ЕИЭО. Кампания по их уничтожению началась еще в 1928 году, когда было принято решение о полном изъятии всех еврейских документов из архивов и у частных лиц с последующей их концентрацией в едином центре под строгим контролем коммунистических идеологов и НКВД. В 1929 году с этой целью в Киеве был создан Институт еврейской культуры и при нем Еврейская архивная секция. В печати развернулась травля возникших еще до революции еврейских научных и культурных обществ. Деятелей этих обществ обвиняли в буржуазном национализме, связях с сионистами и, что уж совсем непостижимо, с фашистами. В 1930 году постановлением Леноблисполкома ОПЕ и ЕИЭО были ликвидированы. Началось изъятие принадлежавших им архивов, библиотек и коллекций.
Изъятые коллекции свозились в Киев или, частично, передавались в государственные музеи соответствующего профиля. Так, в Центральном антирелигиозном музее по актам приемки конца 20-х годов значится несколько возов "кожаных свитков". Есть ли среди них те сотни свитков Торы, что были конфискованы из Ленинградской хоральной синагоги в то же время? На этот вопрос до сих пор нет ответа. Архивные документы, поступавшие в Еврейскую архивную секцию, актировались пудами и кубическими метрами. Документы хранились в неприспособленном помещении. Для их разборки, описания и систематизации не хватало квалифицированных специалистов, да и тех, что были, в ходе "чисток" и репрессий увольняли или арестовывали. Из переданных в Киев еврейских книг половину составили фонды библиотеки ОПЕ. Книги попали во Всенародную библиотеку Украины (ныне Центральная научная библиотека АН РУ им. Вернадского). Там же оказались и восковые валики с фольклорными записями.
Коллекция предметов, изъятых из Еврейского музея в Ленинграде, была передана в Одессу в созданный там Музей еврейской пролетарской культуры. Этот музей был уничтожен во время фашистской оккупации и следы коллекции утеряны. Судьба коллекций, сконцентрированных в Киеве, оказалась более "счастливой", если вообще можно употребить здесь это слово. Фашисты собирались вывезти книжные фонды в Германию, но из-за плохой погоды и бездорожья отказались от своих замыслов. Связки еврейских документов и книг хранились под кипами других документов. Добраться до них было сложно и оккупантам, и сотрудникам НКВД, которые вознамерились уничтожить эти документы уже после войны. В 1951 году часть документов, относящихся к дореволюционной деятельности еврейских обществ, была возращена в Ленинград и передана в ЦГИАЛ. С начала 90-х годов в Киеве ведется работа по разборке, описанию и исследованию коллекций еврейских книг и документов.
Больше всего повезло тем материалам, которые еще в 1918 году попали в Российский музей этнографии. Они оказались в руках специалистов. В 70-80-е годы по настоянию главного хранителя музея Л.Б. Урицкой эти предметы были тщательно разобраны, отреставрированы и описаны. Ныне они составляют гордость еврейских фондов музея, как комплекс под названием "Коллекция Ан-ского". В 90-х годах еврейские коллекции музея экспонировались во многих странах. Последними их увидели петербуржцы. В 1996 году после возвращения коллекций в музей из-за рубежа выставка под названием "...И прошел над ним ветер" в течение месяца экспонировалась в залах Российского музея этнографии.
Свиток Торы. Фото