Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Сюжеты
Город
Община
Страна

Российское еврейство
1926-1938

Российское еврейство
Российское еврейство
Предыдущий период
Следующий период

В своей политике в отношении евреев власти в это время руководствовались классовыми подходами, что приводило к двойственным результатам. На Украине и в Белоруссии, в местах компактного проживания беднейшего еврейства создавались национальные районы и сельсоветы. Открывались школы с обучением на идиш. В местах, где еврейское население составляло большинство, вообще не было других школ. Учащиеся этих школ по настоянию родителей посещали и нелегальные хедеры. Существовали еврейские отделения в техникумах и институтах, а также еврейские техникумы и институты. Но в то же время значительная часть еврейского населения попадала в категорию "лишенцев". Процесс оттока евреев из местечек продолжался. Одновременно наблюдался рост еврейского населения в крупных городах Советского Союза. Типичными фигурами становятся еврей-студент, еврей-служащий. Традиционный список занятий еврея-интеллигента - адвокат, врач, журналист - пополнился такими профессиями, как инженер, педагог, ученый и даже красный командир.Комсомолец-сапожник. И. Пэн. 1925 год
Ликвидация НЭПа сопровождалась репрессиями: массовыми высылками "социально-чуждого элемента". Евреи попадали даже в разряд раскулаченных. Причастные к этой категории старики старались перебираться к детям. Те, кто помоложе, либо отправлялись на стройки пятилетки, либо, скрыв свое социальное происхождение, пробирались в крупные города.
В эти же годы продолжается создание еврейских земледельческих колоний. Особенно активную работу развернули ОЗЕТ и Агро-Джойнт. В 1929 году началось преобразование этих колоний в колхозы. Еврейские колхозы были на Украине, в Белоруссии, в северном Крыму. Одновременно началось переселение евреев на Дальний Восток. Была даже идея создать еврейскую национальную автономию в Крыму. Но в конце 20-х годов ЦК ВКП(б) решил создать Еврейскую автономную область на Дальнем Востоке.Еврей-колхозник. И. Пэн. 1925 год
Для еврейской автономии были отведены гиблые места в районе рек Бира и Биджан. Переселение не было тщательно подготовленным. Не хватало строительного инвентаря, медикаментов, особенно необходимых для борьбы с малярией и энцефалитом, свирепствовавшими в этих местах. Поселенцам пришлось выкорчевывать тайгу, осушать болота. Создание новых еврейских поселений на Дальнем Востоке стоило больших жертв. Многие не выдерживали тягот и уезжали в крупные города. Однако в 1931 году было провозглашено создание Еврейской автономной области. Советская пропаганда превозносила этот факт как торжество коммунистической национальной политики. Еврейская автономная область изображалась как национальный очаг еврейского народа - альтернатива Палестине. Талантливой рекламой безнадежного начинания стал фильм "Искатели счастья" - первый советский фильм на еврейскую тему.
Теме советского интернационализма был посвящен и фильм "Цирк", в котором эпизодическую роль сыграл великий еврейский артист С. Михоэлс. Он возглавлял Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). Спектакли в театре шли на идиш, однако репертуар не ограничивался только еврейской тематикой. В переводах на идиш шла мировая и русская классика, а также пьесы советских драматургов. В сценическом оформлении спектаклей участвовали М. Шагал, Н. Альтман и другие выдающиеся художники. Идишская культура пользовалась официальной поддержкой властей. В Москве существовало издательство "Дер Эмес" ("Правда"). Выходила газета с тем же названием. Издавались на идиш произведения таких авторов, как С. Галкин, П. Маркиш, Д. Бергельсон и другие. Стихи для детей Л. Квитко были насыщены традиционным еврейским юмором и жизнелюбием.C.М. Михоэлс в роли короля Лира в спектакле ГОСЕТа. Конец 1930-х годов. Фото
В это время существовали не только еврейские школы, техникумы, вузы и отделения вузов с преподаванием на идиш, но и исследовательские центры для изучения идишской культуры: Еврейское отделение Института белорусской культуры в Минске и Институт еврейской культуры в Киеве. В этих центрах велась научная работа. В Минск даже были приглашены специалисты из Ленинграда для преподавания иудаики. Но ивритская культура подвергалась гонениям. Жертвами репрессий стали ивритоязычные писатели и ученые-гебраисты. Ивритскую культуру коммунисты отождествляли с сионизмом. А деятельность сионистов была запрещена как буржуазно-националистическая и жестоко преследовалась. К середине 30-х годов были ликвидированы последние еврейские общественные организации, даже созданные советской властью, вплоть до евсекций.Еврейское кладбище. Украина. Фото
В годы НЭПа гонения властей на еврейскую религию были еще не очень интенсивными. Так, на Украине количество синагог уменьшилось сравнительно с 1917 годом лишь на 10%. Не удавались властям и попытки создать в иудаизме коллаборационистское направление. После гражданской войны крупные духовные центры иудаизма (Вильно, Мир и другие) оказались за пределами СССР. Ощущался недостаток в контактах между синагогами. В 1926 году в городе Коростене на Волыни была проведена раввинская конференция. Почетным председателем ее избрали любавичского ребе. ЛЕРО представлял Л. Рабинович. Продолжавшаяся неделю конференция не поддержала идею создания нелегальных хедеров и микв, но отвергла и призывы к созданию "коммунистической Торы". Некоторые делегаты конференции были вскоре подвергнуты арестам и допросам. К началу 30-х годов наступление на религию, в том числе и еврейскую, стало в СССР повсеместным.Почетная грамота Союза воинствующих безбожников, выданная С.Г. Лозинскому
Преследуя проявления национальной еврейской жизни, советская власть в то же время обеспечивала евреям гражданское равноправие. Перед "советскими трудящимися еврейской национальности" открывалась дорога в комсомол, ВКП(б), в вузы и на "стройки социализма". Подлинной целью власти была ассимиляция. Эта политика приносила свои плоды. Значительно выросло количество русскоязычных евреев. Получили широкое распространение смешанные браки. Часть евреев сознательно отказывалась от своей культуры. Как никогда прежде было велико число евреев среди популярных деятелей русской культуры. В 30-е годы советские люди зачитывались репортажами М. Кольцова, смеялись над карикатурами его брата Б. Ефимова, наслаждались песнями И. Дунаевского в исполнении Л. Утесова, твердили наизусть стихи Э. Багрицкого, М. Светлова, а их дети воспитывались на стихах С. Маршака и повестях Л. Кассиля.
Значительную роль евреи стали играть во всех отраслях советской науки. Имена физика А. Иоффе, математиков Г. Фихтенгольца и Л. Канторовича, биолога В. Иоффе, физиолога Л. Штерн, психолога Л. Выготского, историков С. Лурье и Е. Тарле получили всемирную известность. Но именно в научных кругах уже тогда проявлялись антисемитские настроения, которые подогревались разговорами о якобы привилегированном положении евреев в государстве. Действительно, до 1937 года в советском и партийном аппарате, а также в армии и НКВД было много евреев. Именно эту часть еврейства в первую очередь затронули репрессии 30-х годов. В результате этих репрессий резко сократилось число евреев в верхних эшелонах власти, хотя среди среднего руководящего звена и, особенно, на хозяйственной работе оставалось еще немало евреев. Но все разговоры о "еврейском засилии" потеряли уже какие бы то ни было фактические основания.Академик Е.В. Тарле. 1938 год. Фото

Комсомолец-сапожник. И. Пэн. 1925 год
Еврей-колхозник. И. Пэн. 1925 год
C.М. Михоэлс в роли короля Лира в спектакле ГОСЕТа. Конец 1930-х годов. Фото
Еврейское кладбище. Украина. Фото
Почетная грамота Союза воинствующих безбожников, выданная С.Г. Лозинскому
Академик Е.В. Тарле. 1938 год. Фото

Комсомолец-сапожник. И. Пэн. 1925 год