Российское еврейство
1988-2000
Российскому еврейству 90-е годы принесли с собой значительные перемены. Экономическая нестабильность и угроза русского фашизма способствовали бурному росту еврейской эмиграции. Наряду с репатриацией в Израиль, многие евреи переезжали на постоянное жительство в США и страны Западной Европы, а некоторые даже (по специальной программе) в Германию. С другой стороны, изменение экономического уклада и ликвидация партийного контроля за кадровой политикой привели к выдвижению многих евреев на заметные роли. Еврейские фамилии занимают значительное место в списке крупнейших банкиров и предпринимателей страны. Появились евреи и среди высших государственных чиновников, депутатов, функционеров политических партий. По-прежнему заметна роль евреев (в основном, ассимилированных) в российской науке, литературе и искусстве.
С началом перестройки власти постепенно снимали запреты и ограничения на проявления еврейской национальной жизни. Инициативные группы стали подавать документы на регистрацию еврейских организаций. К разрешенным, в основном, относились религиозные общины или общества еврейской культуры. В короткий срок такие организации появились почти во всех крупных городах СССР. Наибольших успехов удалось добиться в Прибалтике: уже в 1988 году в Эстонии начала выходить еврейская газета "Хашахар", а через год в Латвии началось издание журнала "Вестник еврейской культуры". Еврейские издания из Прибалтики открыто продавались и в других городах СССР. Уже в 1990 году еврейская воскресная школа в Риге была преобразована в Рижскую еврейскую гимназию имени С.М. Дубнова.
Легализовавшиеся еврейские организации ощутили потребность в координации своей деятельности. В 1990-1991 годах этим стало заниматься представительное объединение еврейских организаций ВААД, во главе с председателем - известным этнографом М. Членовым. В дальнейшем все большее значение стали иметь непосредственные связи различных местных еврейских организаций с открывшимися представительствами Джойнта, Сохнута и созданными в ряде городов России Израильскими информационно-культурными центрами. Либерализация политики властей в отношении евреев привела прежде всего к массовой репатриации. За 10 лет, начиная с 1988 года, численность евреев в Российской Федерации сократилась с полутора миллионов до 450 тысяч человек. Но, по данным Сохнута, право на постоянное место жительства в Израиле (в соответствии с Законом о возвращении) имеет втрое большее количество российских граждан.
Были легализованы и постоянно расширялись связи с Израилем. По специальной программе НААЛЕ (Репатриируемся) на обучение в израильских школах стали выезжать еврейские подростки. В ряде крупных городов открылись Израильские Культурно-Информационные Центры, которые координируют программы в регионах. Через эти центры и Джойнт идет комплектование еврейских библиотек. При этих же центрах организуются ульпаны. Проводятся тематические вечера, посвященные Израилю. Специалисты центров консультируют будущих репатриантов. Возобновил свою работу в России и странах СНГ Джойнт. Открылись его региональные представительства, которые финансируют ряд благотворительных, культурных, просветительных и научных программ. Джойнт поддерживает деятельность еврейских общинных центров и помогает в обучении общинных работников. Для финансирования программ общинной жизни Джойнт привлекает средства международных еврейских благотворительных фондов.
Активно участвуют в финансировании еврейских общинных программ в России Фонд развития еврейских общин Украины и России и фонд поддержки еврейского образования в диаспоре Пинкус. Первые годы еврейские организации могли рассчитывать на поддержку только зарубежных спонсоров. Когда в России появилось достаточное количество еврейских бизнесменов, также готовых жертвовать средства на возрождение национальной жизни, был создан Российский еврейский конгресс (РЕК), призвавший к самофинансированию общин. Главой РЕК избран В. Гусинский. Стали возвращаться в Россию и когда-то созданные на ее территории еврейские организации. С 1992 года возобновил свою деятельность в России Всемирный союз ОРТ. Следуя выработанной еще в Российской империи традиции, ОРТ приступил к подготовке специалистов по самым престижным профессиям, в первую очередь связанным с компьютерными технологиями.
Значительно возрос интерес российских евреев к традициям и религии своего народа. Возрождению еврейской религиозной жизни в России способствовала организация Хаббад Любавич. Стали открываться иешивы, просветительские религиозные организации и еврейские школы с углубленным преподаванием религиозных предметов. Во всех странах СНГ были приняты законы о возвращении религиозным общинам "культовых зданий". Начался процесс реституции еврейской общинной собственности (главным образом, зданий синагог). С 1991 года духовным наставником евреев в СНГ стал рав Адин Штейнзальц. Под его руководством работает Институт иудаизма в СНГ и ассоциация преподавателей еврейской традиции "Ламед". Проводятся региональные семинары, издаются пособия по изучению традиции. Но самым заметным делом стало издание под руководством рабби Штейнзальца многотомного русского перевода Вавилонского Талмуда.
Первоначально еврейские общины консолидировались вокруг воскресных школ, причем знания там получали не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки. Дальнейшее развитие общинных структур связано с формированием сети благотворительных учреждений - Хэсэд (Милость). Следующим этапом развития еврейской жизни в городах России и СНГ стало создание городских общинных центров. Общинные центры возникали на базе видеоклубов, лекториев, библиотек, музыкальных ансамблей. В городах, где издавна существовали еврейские общины, стали широко проводиться еврейские праздники и культурные акции. Появились и окрепли прямые связи отдельных общин СНГ с еврейскими общинами в других странах диаспоры. Каждая крупная община приступила к изданию своей газеты. Центральным печатным органом для всех евреев России стала издающаяся в Москве "Еврейская газета".
Возрождающееся еврейское образование развивалось в самых разнообразных формах. Наряду с воскресными школами, появились школы дневные - еврейские гимназии, международные школы и другие. Обучение в них велось по различным программам - приближенным к израильскому стандарту или с циклом религиозных предметов. Делаются попытки воссоздать гимназии "Тарбут" ("Культура"). Открылись еврейские университеты в Петербурге, Москве и Киеве, отделения иудаики в государственных вузах. Получила статус государственного учебного заведения Академия Маймонида в Москве. В странах СНГ действуют отделения Открытого израильского еврейского университета. Самым последним было воссоздано звено еврейского образования для самых маленьких - детские сады.
Для осмысления накопленного опыта по возрождению еврейского образования ежегодно проводятся научно-методические конференции, издается педагогический журнал "Еврейская школа" и с 1998 года - "Новая еврейская школа". Еврейские университеты стали не только учебными заведениями, но и исследовательскими центрами по иудаике. Силами их сотрудников и учащихся проводятся полевые исследования памятников материальной еврейской культуры и фольклора, архивные изыскания, создаются собственные научные архивы. Результаты этих исследований публикуются в различных сборниках и докладываются на научных конференциях и семинарах. Создано несколько научных объединений исследователей и преподавателей иудаики ("Еврейское наследие", "Сефер"). Издан репринт "Еврейской энциклопедии" начала XX в. В библиотеки поступила "Краткая еврейская энциклопедия", изданная в Израиле. И наконец, началось издание 6-томной "Российской еврейской энциклопедии".
У посольства США в Москве. 1991 год. Фото