Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

Евреи в жизни Петербурга

Следующий сюжет

Занятия традиционные и новые
Чем больше в Петербурге становилось евреев, тем более заметное место в экономической и культурной жизни города они занимали. Если евреи - отставные солдаты приносили с собой традиционные еврейские профессии, усвоенные ими еще в черте оседлости (портные, сапожники, скорняки, мелкие торговцы), то следующие поколения петербургских евреев, успешно приспосабливаясь к экономическим потребностям столицы, осваивали новые занятия. Количество евреев среди постоянных жителей Петербурга в это время не превышало 1,5%. К 1904 году среди владельцев портновских мастерских (мужских, дамских и военных) евреи составляли почти пятую часть, хотя еврейским портным было трудно конкурировать с модными французскими и немецкими мастерами. Среди владельцев сапожных и башмачных заведений в Петербурге в 1894-1904 годов евреи составляли от 6 до 7%. Еврейские сапожники испытывали конкуренцию со стороны традиционно популярных в Петербурге немецких мастеров.Портной. И. Пэн
Традиционный образ еврея - торговца подержанной одеждой не был характерен для Петербурга: этот промысел почти монополизировала немногочисленная, но крепко сплоченная татарская община. Не слишком часто встречались евреи и среди мелочных торговцев. Зато очень заметно было преобладание евреев в торговле птичьими шкурками и перьями. Евреи занимались также скупкой и поставкой тряпья на писчебумажные и суконные фабрики. На продовольственном рынке столицы евреи успешно конкурировали с купцами Костромской и ряда северных губерний в торговле сушеными грибами (в основном из Белоруссии и северо-западных губерний).Реклама фотоателье А. Оцупа
Первыми сравнительно крупными еврейскими торговцами в Петербурге, обратившими на себя внимание современников, стали евреи-полотнянщики. Они использовали новый для тогдашней России прием - дешевые распродажи изделий из полотна и рекламу этих распродаж через газеты. Характерно, что большинство еврейских торговцев голландским полотном и полотняными изделиями в 70-80-е годы XIX века предпочитали в газетных объявлениях выдавать себя за немцев. Вслед за торговцами полотняными изделиями петербургский рынок стали осваивать еврейские торговцы сукном и различными текстильными товарами. В производстве предметов одежды на передовые позиции выдвинулись евреи - владельцы белошвейных (более 1/3 всех заведений в столице) и чулочно-вязальных мастерских (около 20% к 1895 году и до 36% к 1904 году). Евреи составляли также 1/6-1/8 среди владельцев скорняжных заведений.
К концу XIX - началу XX века петербургские евреи стали осваивать, и вполне успешно, нетрадиционное занятие. К 1904 году в столице евреями были каждый пятый из владельцев типографий, литографий и словолитен, каждый пятый владелец фотоателье, почти каждый пятый владелец механическо-слесарного производства, а также около 5% владельцев чугуно- и медно-литейного производств и до 4% владельцев мебельно-столярных мастерских. Но особенно заметно было преобладание евреев в часовом производстве и торговле. Почти половина владельцев часовых магазинов и более 40% владельцев часовых мастерских в Петербурге в 1904 году были евреями. Характерной фигурой для Петербурга конца XIX - начала XX веков стал еврей-аптекарь. Более одной четверти аптек в столице принадлежало евреям. Еще больше их было среди провизоров, учеников аптекаря. Доля евреев среди врачей в городе не намного превышала 10%, но среди зубных врачей она к 1904 году достигла одной трети.Реклама фотоателье А. Оцупа
Уже с 1860-х годов евреи играли значительную роль в банковском деле. Наряду с известными банкирскими династиями баронов Гинцбургов, Поляковых заметно влияли на экономическую жизнь столицы и владельцы менее крупных банкирских домов и банкирских контор. Так, на Невском проспекте (сначала дом 25/1, а затем дом 7/9) находился банкирский дом "Г.Н. Вавельберг", принадлежавший Ипполиту Андреевичу (Гуне Нусену) Вавельбергу, выходцу из Варшавы, который в 1869 году основал свое дело в Петербурге. Вавельберг считал себя "поляком Моисеева закона", много жертвовал на развитие польской культуры, но под влиянием растущего антисемитизма стал принимать участие в еврейской жизни. Под конец жизни он вошел в петербургское правление ОПЕ, активно участвовал в работе Еврейского колонизационного общества.Банкирский дом Вавельберга на Невском проспекте

Еврейские архитекторы и художники
На рубеже XIX-XX веков в Петербурге работали 29 архитекторов-евреев. В общей сложности по их проектам и с их участием в этот период в городе было построено более ста зданий различного назначения: жилые (доходные) дома и особняки, производственные и учебные корпуса, банки и зрелищные заведения (например, синематографы).Жилой дом, построенный по проекту архитектора Сегаля 4-я Советская (Рождественская), дом 48/56. 1903
Большинство архитекторов-евреев, участвовавших в застройке Петербурга, были выпускниками двух столичных учебных заведений: Академии художеств и Института гражданских инженеров (архитекторов готовил также Институт инженеров путей сообщения, но туда евреев не принимали).
Наиболее значительный след в застройке города конца XIX - начала XX века оставили архитекторы М.И. Сегаль, З.Я. Леви, Я.Г. Гевирц, а также Б.И. Гиршович.Дом и аптека Пеля. 7-я линия В.О., 16-18. Архитектор Леви, 1907-1910
Среди еврейских архитекторов, работавших в Петербурге, особого упоминания заслуживает Борис Ионович Гиршович. Кроме жилых домов, банков, школ, им были построены по заказу еврейской общины здание общинного дома (училище ОПЕ) на углу Большой Мастерской (Лермонтовский проспект) и Офицерской (ул. Декабристов) улиц и здание еврейских народных бань и благотворительной столовой (набережная Екатерининского канала, 140). Хотя официально в правлении общины не было должности архитектора, Гиршович по праву считался архитектором Петербургской еврейской общины. Однако ярче всего творческая индивидуальность архитектора проявилась при проектировании банков и особняков.Сибирский торговый банк. Проект фасада. Авторский чертеж
Еврейские студенты обучались в Академии художеств не только на архитектурном отделении. Так, в 1881 году газета "Русский еврей" отмечала, что еще 15 лет назад вряд ли кому-нибудь пришло бы на ум обсуждать проблему творчества художников и скульпторов-евреев.
Однако уже в конце 70-х годов XIX века еврейского студента можно было встретить на живописном и скульптурном отделениях Академии художеств. В то время молодые художники-евреи еще почти не осознавали специфических национальных задач своего творчества. Их работы этого периода целиком соответствуют академическим требованиям. Евреи-художники и скульпторы создают произведения, связанные с историей и культурой России, и лишь спустя некоторое время обращаются к национальным еврейским мотивам.
Уроженец Вильны Марк Матвеевич Антокольский в 19 лет поступил в Академию художеств вольнослушателем.
На академических выставках 1864 и 1865 годов представил две жанровые композиции - "Портной" и "Скупой". Обе работы были отмечены серебряными медалями.
Но особенно плодотворным оказалось обращение скульптора к темам, почерпнутым из русской истории.
В 1871 году Антокольский получил звание академика за скульптуру "Иван Грозный". По оценке В.В. Стасова, Антокольский "сказал на всю Европу новое неслыханное слово". Он создал целую галерею скульптурных образов русских государственных деятелей: Петр I, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый.
Работал Антокольский и в области скульптурного портрета. Он - автор бюстов Г.О. Гинцбурга, С.С. Полякова, И.С. Тургенева, С.П. Боткина, В.В. Стасова.
Последнее десятилетие XIX века скульптор прожил в Париже. Переезд в Европу был спровоцирован ростом антисемитизма в России. Антокольский умер в 1902 году в возрасте 59 лет и похоронен в Петербурге на еврейском кладбище. В работе над его надгробием принимал участие его ученик скульптор Илья Гинцбург.
Могила Антокольского находится под охраной государства, и это единственная охраняемая могила на еврейском кладбище.
К концу XIX века творчество художников-евреев - не только явление русской художественной жизни, но и существенный элемент еврейской культуры в России. Если в 60-70-е годы XIX века евреи-живописцы обращались к национальной тематике только в произведениях на сюжеты Танаха или средневековой еврейской истории (И.Л. Аскназий, М.Л. Маймон), то в конце XIX века еврейские художники используют национальную тематику в первую очередь в жанровых сценах. Появляются и работы в жанре портрета (например, ранние работы питомца Одесского художественного училища Натана Альтмана).
В 1897 году в Витебске выпускником Академии художеств Йехудой Пэном была основана школа рисования и живописи.
Многие из выпускников школы Пэна продолжали образование в Академии художеств и в других учебных заведениях, однако еврейская тематика стала определяющей в их творчестве до конца их дней. Из школы Пэна вышли Марк Шагал, Соломон Юдовин и многие другие известные еврейские художники. Для всех них художественное творчество стало способом национальной самоидентификации.
Только пятнадцать лет спустя после открытия школы Пэна создаются еврейские художественные общества в столице: "Бецалель" (1912) и Еврейское общество поощрения художеств (1915).

Евреи-адвокаты в Петербурге
К концу XIX века число еврейских студентов в российских университетах становится значительным. Наибольшей популярностью у еврейской молодежи пользовались медицинские и юридические факультеты.
Приверженность юриспруденции объясняется не только спецификой правового положения евреев в Российской империи, но и некоторыми особенностями еврейского менталитета. Тысячелетняя талмудическая традиция развивала культуру юридического мышления. А поскольку судебная реформа 1864 года открывала возможность заниматься юридической практикой без поступления на государственную службу (в прокуратуру или магистратуру), то начался массовый приход евреев в адвокатуру. Этот процесс наложил яркий отпечаток на облик петербургского адвокатского сословия конца XIX - начала XX века.Здание Петербургского окружного суда на Литейном проспекте. Фото. Начало XX века
Начиная с середины 1890-х годов евреи составляли более 20% петербургских присяжных поверенных и почти половину помощников присяжных поверенных. С 1889 года лиц нехристианского исповедания стали допускать в ряды присяжных поверенных только с особого разрешения министра юстиции, что для евреев практически означало запрет. Но они записывались помощниками присяжных поверенных, которые имели право на ведение гражданских дел (кстати, гораздо более прибыльных, чем уголовные). Многие еврейские адвокаты в Петербурге были также присяжными стряпчими (то есть адвокатами при Коммерческом суде).И.В. Гессен, C.Г. Арансон, М.М. Винавер
Самым знаменитым среди евреев-адвокатов был Оскар Осипович (Израиль Иосифович) Грузенберг. Он родился в Екатеринославе, окончил юридический факультет Киевского университета, отказался от профессорской карьеры (что потребовало бы от него крещения) и, переехав в Петербург, вскоре стал одним из самых блестящих столичных адвокатов, хотя до 1905 года числился только помощником присяжного поверенного.
Особенно ярко талант О.О. Грузенберга проявился в политических процессах. Среди его подзащитных были М. Горький, В.Г. Короленко, К.И. Чуковский, П.Н. Милюков, Л.Д. Троцкий и многие другие. Он защищал членов 1-й Государственной думы и обвиняемых по делу Совета рабочих депутатов Петербурга, участников армянского национального движения и многих других.О.О. Грузенберг
Особую популярность среди российского еврейства О.О. Грузенбергу принесло его участие в таких "еврейских процессах", как дела о Минском и Кишиневском погромах, дело П. Дашевского и, наконец, знаменитое дело Бейлиса

Портной. И. Пэн

Портной. И. Пэн