Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Сюжеты
Община
Страна
Общины

Город
1895-1904

Город
Город
Предыдущий период
Следующий период

В 1900 году численность населения Петербурга приблизилась к полутора миллионам жителей. Ежегодно в город прибывало до 100 тысяч сезонных рабочих. Город продолжал расти, но его застройка велась хаотично, особенно на окраинах.Сезонные рабочие-дорожники. Фото начала XX века
Основным типом строящихся зданий оставался доходный дом, но жилья, особенного дешевого, не хватало. Ночлежные дома были переполнены. В центре города уже давно действовал водопровод, появилось электрическое освещение, телефон. На окраинах по-прежнему брали воду из водоразборных будок, горели газовые или керосиновые фонари. Власти упорно не желали включать в черту города окраины, расположенные за Нарвской и Невской заставами, на Выборгской стороне, за Черной речкой, хотя они уже давно были фактически частью города.
Преобладающим стилем в застройке города становится модерн. Для него характерно использование железобетонных конструкций, чугунного литья, стекла, изразцов и поливного кирпича. В это время застраивается и превращается в одну из центральных магистралей Каменноостровский проспект (одна из немногих петербургских улиц, застроенная одновременно и в едином стиле). В новом стиле возводились не только особняки и доходные дома, но и здания банков, фирм, учебных заведений, промышленных и торговых предприятий.
Рост города сопровождался развитием и транспортной сети. В 1903 году был построен еще один постоянный мост через Неву - Троицкий. Основным видом общественного транспорта оставались конно-железные дороги и пока еще довольно многочисленные извозчики.Конка у здания Фондовой биржи. Фото 1906 года Но на улицах Петербурга уже появляются автомобили. В зимний период по льду Невы прокладывается трамвайная линия.Электрический трамвай на перевозе по льду Невы. Фото 1890-х годов В 1901 году разрабатывается первый проект Петербургского метрополитена. Появляются также проекты автобусного движения.
В конце XIX - начале XX века в столице заметно увеличилось число технических учебных заведений. Открываются Политехнический институт, средние технические училища. Появляются коммерческие учебные заведения, которые представляли собой новый тип средней школы и отличались прогрессивными методами преподавания, программами и подбором дисциплин (самое популярное из них - знаменитое Тенишевское училище). В это же время увеличивалось число частных учебных заведений (самое известное из них - гимназия и реальное училище К. Мая). Петербург остается центром педагогической мысли. В городе выходят журналы "Образование", "Русская школа" и другие специальные издания.Учащиеся гимназии имени Петра Великого со своим учителем. Фото 1900 года
Начальные учебные заведения подчинялись разным ведомствам, различались по программам и срокам обучения. Действовало более 30 типов таких заведений.
Стремительно развивается и женское образование. Появляются женские коммерческие и профессиональные училища. Возникают новые женские гимназии (преимущественно частные). Открываются Женский медицинский институт, Высшие женские строительные курсы, Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (курсы П.Ф. Лесгафта).Профессор В.Г. Хлопин с курсистками Женского медицинского института. Фото начала ХХ века
К началу XX века в Петербурге насчитывалось 48 музеев. Самыми посещаемыми были Эрмитаж, музей Александра III (Русский музей) и Зоологический музей. В это время на народные средства был построен и открыт Музей Суворова. Был также возведен новый выставочный корпус для Русского музея (корпус Бенуа). Появляется такой вид развлечений, как катание на роликах, и строятся специальные сооружения для него. Открываются первые синематографы (кинотеатры). Возникает и новый тип публичного культурного заведения (а с ним и новый тип общественного здания) - народные дома. Это был прототип будущих домов культуры. Самым большим был Народный дом на Кронверкском проспекте.Здание музея Суворова

Сезонные рабочие-дорожники. Фото начала XX века
Электрический трамвай на перевозе по льду Невы. Фото 1890-х годов
Конка у здания Фондовой биржи. Фото 1906 года
Учащиеся гимназии имени Петра Великого со своим учителем. Фото 1900 года
Профессор В.Г. Хлопин с курсистками Женского медицинского института. Фото начала ХХ века
Здание музея Суворова

Сезонные рабочие-дорожники. Фото начала XX века