Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Сюжеты
Город
Страна
Общины

Городская община
1917-1925

Городская община
Городская община
Предыдущий период
Следующий период

Успех Октябрьского переворота не был неожиданным для петроградского еврейства. Победу большевиков евреи восприняли как реализацию наихудшего, но предсказуемого варианта развития событий. 19 ноября 1917 года "Еврейская неделя" писала: "Чего многие опасались - свершилось. Висевшая на краю пропасти Россия упала в бездну". Но убеждение во временности всего происходящего помогло пережить первый шок. Поэтому 9 ноября все-таки состоялось торжественное открытие (под председательством М.И. Шефтеля) нового помещения Еврейского клуба (Еврейского общественного собрания). Торжество состоялось вскоре после похорон евреев-юнкеров, погибших 29 октября при защите Владимирского училища и телефонной станции от восставших. Всего на Преображенском еврейском кладбище были похоронены 50 жертв переворота, в том числе 35 юнкеров. На похоронах присутствовала тысячная толпа. Так закончился для евреев столицы недолгий период "дней свободы".Жители Петрограда читают первые декреты Советской власти. 1917 год. Фото
Накануне первой мировой войны евреи составляли около 2% от почти двухмиллионного населения российской столицы. А по переписи 1920 года они стали уже второй по численности (после русских) группой населения - 3,53% (от 722 тысяч человек). Население Петрограда за время гражданской войны сократилось почти в 3 раза из-за голода, эпидемий, гибели на фронтах и от красного террора, вследствие эмиграции и оттока в сельские районы. Уменьшилось и общее число евреев. На сокращение численности еврейского населения влияли те же причины, но евреям некуда было уезжать из голодного Петрограда. Их родные и близкие в местечках оказались заложниками страшных событий - жутких по размаху и жестокости боевых действий и погромов.Еврейская семья. 1926 год. Фото
В Петроград, как и в другие крупные города, во время гражданской войны прибывали еврейские беженцы - жертвы погромов. Особенно много было детей-сирот. Об этом свидетельствуют цифры - доля еврейских учащихся в школах города на 1/3 превышала долю всего еврейского населения в Петрограде. Помощь еврейским беженцам оказывали различные специальные еврейские организации: ЕКОПО, ОЗЕ, ЕКО. Все они были созданы в последние предреволюционные годы и действовали в контакте с такими известными организациями, как ОПЕ и ОРТ. В 1918 году к работе с еврейскими беженцами подключились представители Джойнта. Одновременно вопросы помощи беженцам и организацию жизни всех евреев Петрограда держал под своим контролем Еврейский отдел созданного новыми властями Наркомнаца.Эмблема Джойнта
Отказаться от помощи российских и зарубежных еврейских общественных организаций большевики еще не могли, поскольку были не в состоянии своими силами справиться с голодом и разрухой. Однако власть постоянно вмешивалась в работу этих организаций. В июне 1918 года Еврейский отдел Комнаца СКСО "под страхом революционной кары, как за измену Отечеству" предупреждал сотрудников ЕКО о недопустимости предоставления каких-либо сведений и справок представителям иностранных миссий. Особенное раздражение властей вызывала деятельность Джойнта - распределение персональных продуктовых и вещевых посылок, присланных родственниками из Америки и других стран. Среди получателей посылок оказывались "социально чуждые элементы".У бесплатной столовой Джойнта в Екатеринославской губернии. 1921 год. Фото
В 1922 году представитель ВЦИК в директиве, разосланной на места, указывал: "Джойнт - буржуазная организация, которая стремится войти в контакт с клерикалами, сионистами, интеллигенцией...". Директива предписывала не допускать в комиссии по распределению помощи населению представителей местных религиозных организаций.
Представители Джойнта занимались не только помощью голодающим и детям-сиротам. Необходимо было трудоустроить взрослое трудоспособное население. Большинство еврейских беженцев - мелкие кустари и торговцы - попадали в разряд "лишенцев". Джойнт снабжал кустарей оборудованием, организовывал трудовые артели.Поручение центрального офиса Джойнта в Москве своему петроградскому представителю. 1923 год
После введения НЭПа стало интенсивно развиваться кооперативное движение. Многие петроградские евреи пошли в кооперативы. Молодежь стала осваивать рабочие профессии для того, чтобы получить право на образование. Те, кому удавалось скрыть социальное происхождение, устраивались на службу в советские учреждения, остро нуждавшиеся в грамотных работниках. В это время среди лиц свободных профессий было еще немало евреев. Так, среди практикующих врачей Петрограда евреи составляли 13%, а среди дантистов - 52%.
К 1925 году состав еврейского населения Ленинграда значительно обновился. Вновь прибывшие евреи оказались в городе с прочными общинными традициями. Но эти традиции разрушались и уничтожались уже на их глазах.Биржа труда в Ленинграде. Начало 1920-х годов. Фото

Жители Петрограда читают первые декреты Советской власти. 1917 год. Фото
Еврейская семья. 1926 год. Фото
Эмблема Джойнта
У бесплатной столовой Джойнта в Екатеринославской губернии. 1921 год. Фото
Поручение центрального офиса Джойнта в Москве своему петроградскому представителю. 1923 год
Биржа труда в Ленинграде. Начало 1920-х годов. Фото

Жители Петрограда читают первые декреты Советской власти. 1917 год. Фото