Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

Учителя и ученики

Предыдущий сюжет

Образовавшиеся в городе центры изучения еврейской традиции, истории и иврита имели нескольких лидеров, при этом, как правило, в тех районах, где они жили, и собирались кружки. Кружков по изучению иврита было несколько. В начале 80-х годов иврит учили уже не только "отказники", но и те, кто, начав изучать Тору, почувствовал пробел в знании языка, и те, кто занимался еврейской историей и культурой. Среди учителей были и те, кто соблюдал заповеди, и люди нерелигиозные. Известно, что в одном из ульпанов обучались и семинаристы-протестанты. Мастерство учителя иврита оценивали по количеству его учеников, ставших учителями по окончании первого года обучения. Учебники копировали фотоспособом. С ростом числа учеников и учителей появились методические объединения учителей: Игуд га-морим (Совет учителей) и лингвистический семинар. Практиковались встречи учителей, во время которых говорили только на иврите.Перспектива улицы Фурманова, где располагался один из кружков по изучению иврита. Фото
Большинство преподавателей нелегальных ленинградских ульпанов 80-х годов сейчас живет в Израиле. Однако до сих пор преподают иврит в обществе "Халом" Феликс Файнберг и Борис Острер. В 1991 году, через 3 года после отъезда, вернулась из Израиля, чтобы преподавать иврит, Ханна Ротман. Вначале иврит преподавали только взрослым, а затем в 1984 году стали создавать воскресные школы для детей. Детям "отказников" приходилось жить в очень сложной психологической обстановке. Родителей преследовали. У некоторых из них отцы находились в заключении. В школе этих детей травили одноклассники, а часто и учителя. Во дворе их обижали. Родители и их друзья делали все, что могли. На квартирах устраивали детские праздники, особенно на Хануку и Пурим. На них приглашали детей родственников и знакомых. Одним из таких мест была квартира Макушкиных. Михаил Макушкин был в числе тех, кто еще в 1981 году пытался легально зарегистрировать Ленинградское общество по изучению еврейской культуры. Еще одним таким домом была квартира Даниила и Елены Романовских.Дом, где жили Макушкины и часто проводились детские праздники. Фото
Во время этих праздников дети в игровой форме знакомились с еврейской традиционной культурой. На праздники приглашали уже не только детей "отказников", но и их друзей, детей знакомых их родителей. Традиционное для ленинградской еврейской среды стремление дать детям как можно лучшее образование заставляло родителей отдавать детей, помимо обычной школы, в музыкальную, в кружки иностранных языков, в изостудии. Так получилось, что в изостудии "Тимуровец" занимались дети в основном из еврейских семей. Их родители, перезнакомившись друг с другом, решили, что хорошо бы дать детям и представление о еврейской культуре. Это желание совпало с необходимостью создать хотя бы временный островок психологического комфорта для детей "отказников". Так в 1985 году начала работать на квартирах детская еврейская воскресная школа.Ханука на квартире Романовских. 1985 год. Фото
В течение 1985-1988 годов школа работала на 4-5 квартирах, и к концу этого периода в ней насчитывалось до 40 учеников. Одной из групп, куда входило до 15 детей "отказников" от 6 до 11 лет, руководила М. Добрусина. Она преподавала рисование и классические тексты. Работа в школе осуществлялась по нескольким принципам. Дети изучали еврейские классические тексты. Вскоре они сами заявили, что хотят изучать иврит, поскольку без знания языка невозможно работать с первоисточником. Иврит в этой группе преподавали Х. Ротман, Л. Перельман и Б. Острер. При изучении книги "Берейшит" было решено, что каждый из учеников изготовит собственный экземпляр иллюстрированной книги. Основой для нее стала "история Иосифа", которую в течение года изучали особенно подробно. Зримым результатом этой работы каждого и становилась собственная книга.Испытание Авраама. Коллективный рисунок учеников нелегальной школы. Фрагмент
Сначала читался какой-либо фрагмент текста, затем преподаватель давал различные комментарии и агадические переложения истории. К таким занятиям М. Добрусина готовилась под руководством И. Дворкина. После этих занятий ученики в течение нескольких недель делали "свой комментарий" в виде рисунков. По этому же принципу работала вторая группа из пяти учеников (дети из семей Чернявских и Лукиных). В этой группе рисунок преподавала Э. Бышевская, иврит - Э. Рохлин и О. Левина, традицию - И. Дворкин. В этой группе работали с материалом о рабби Хонии га-Меагеле. Дети изучали не только сами тексты и агадические пересказы этих текстов, но и историю еврейской книги. Самое большое впечатление производила на них богато иллюстрированная "Сараевская агада". Таким образом, в условиях нелегальной воскресной школы был найден принцип интегрированного преподавания еврейской традиции и истории на основе рисунка.История Хонии га-Меагела. Рисунок А. Чернявского
Метод преподавания, основанный на вовлечении ученика в творческое осмысление текста, его последующих интерпретаций, традиции, истории еврейского народа и еврейского искусства, оказался настолько эффективным, что впоследствии его стали широко использовать уже в легальных воскресных еврейских школах Петербурга, а также и в еврейских детских садах. Первая попытка возродить еврейский детский сад была предпринята также во 2-й половине 80-х годов. Это была прогулочная группа из нескольких детей. Организацией группы занималась Ривка Демина. Концентрация в Петербурге 80-х годов людей с оформившимся национальным самосознанием позволила заложить основы для возрождения системы национального еврейского образования сразу же, как только еврейская культурная жизнь была наконец-то легализована. Даже после массового отъезда "отказников" в 1987-1988 годах в Ленинграде оставались их последователи, работавшие на еврейское возрождение в конце 80-х - начале 90-х годов.История Хонии га-Меагела. Рисунок А. Чернявского

История Хонии га-Меагела. Рисунок А. Чернявского

История Хонии га-Меагела. Рисунок А. Чернявского