Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Город
Община
Страна
Общины

Процесс Бродского

Предыдущий сюжет

Естественные процессы ассимиляции евреев в большом русскоязычном городе, усугубленные политикой Коммунистической партии, к 50-60-м годам принесли свои плоды. Выросло поколение молодежи еврейского происхождения, совершенно оторванное от своих национальных корней, ничего не знающее о еврейских традициях, полностью интегрировавшееся в русскую культуру. Наиболее талантливая и активная часть этой молодежи занималась искусством и наукой, отличалась высокой интеллигентностью и широтой гуманитарных интересов. Большинство из них искренне считали себя русскими. Но в своем творчестве они проявляли специфические черты еврейского менталитета: нонконформизм, внимание к фундаментальным проблемам бытия, ориентацию на интеллектуальные ценности. А в глазах партийной верхушки они были представителями ненавистного ей еврейства, оказывавшего "враждебное" влияние на советское общество. Символом этого влияния стал Иосиф Бродский.Иосиф Бродский с матерью. Ленинград. Фото
В конце 50-х годов в Ленинграде сложился кружок поэтов, среди которых признанным лидером был Иосиф Бродский. Большинство членов этого кружка сблизились с А.А. Ахматовой, считавшей Бродского наиболее талантливым из тогдашней поэтической молодежи. Влияние Бродского на литературную жизнь города росло, хотя он не имел возможности печататься и не состоял в Союзе писателей. Одновременно с ним лицо тогдашней ленинградской неофициальной культуры определяли такие поэты еврейского происхождения, как Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Владимир Аронсон, а также существовавший на грани официальной и неофициальной литератур Александр Кушнер. Партийные органы и КГБ не желали с этим мириться. В 1964 году Иосиф Бродский был арестован и предан суду по обвинению в "тунеядстве".И. Бродский. Еврейское кладбище около Ленинграда…
Тогдашнее советское законодательство позволяло осудить любого, кто не имел постоянного места работы и не был официально приписан к творческому союзу. На суде признанный поэт и переводчик, имевший публикации, был обвинен в "паразитическом образе жизни". Хотя в защиту Бродского высказались такие авторитетные свидетели, как известный переводчик Ефим Эткинд и профессор Владимир Адмони, а крупнейший ленинградский адвокат Зоя Топорова убедительно разбила все доводы обвинения, приговор был предрешен. Иосиф Бродский был сослан в село Норинское Архангельской области. Все поведение и отдельные реплики судьи носили явно антисемитский характер. Но машина судебной расправы дала сбой. Присутствовавшая на процессе Фрида Вигдорова, несмотря на помехи и угрозы, записала все, что происходило в зале суда. Эта запись стала известна всему миру и долгие годы распространялась в самиздате. Об освобождении Бродского ходатайствовали крупнейшие деятели советской культуры.И. Бродский в ссылке в деревне Норинской. Фото
Властям вскоре пришлось освободить Бродского из ссылки. В 1972 году Бродский эмигрировал в США, получил всемирную известность как крупнейший русский поэт, а в 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. Будучи представителем России в мировой культуре, он не считал себя евреем и был по убеждениям христианином (хотя и не принадлежал к какой-либо определенной конфессии). Путь Иосифа Бродского характерен для немалой части российского еврейства. Деятельность в рамках русской культуры приводила ассимилированных евреев к христианству, чаще всего к православию. Такой путь проделал и близко стоявший к А.А. Ахматовой Анатолий Найман, и такие виднейшие представители петербургской поэзии, как Виктор Кривулин и Елена Шварц. Не отрекаясь от своего происхождения, они принадлежат России (и всему человечеству) и не связаны с еврейской жизнью. Также отошли от еврейства и многие другие, менее известные петербуржцы.Интервью И. Бродского после получения Нобелевской премии. Фото

И. Бродский в ссылке в деревне Норинской. Фото

И. Бродский в ссылке в деревне Норинской. Фото