Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Общины

Городская община
1988-2000

Городская община
Городская община
Предыдущий период

И в новой экономике, и в общественной, и в культурной жизни города петербургские евреи играют довольно активную роль. По данным переписи 1989 года в Ленинграде проживало 106 тысяч евреев. Многие из них в 90-е годы обратились к своим национальным корням. Петербургские евреи одними из первых в России начали возрождать общинную жизнь. Весной 1989 года начало работать, а в сентябре было зарегистрировано Ленинградское общество еврейской культуры (ЛОЕК). Вместе с другими национально-культурными объединениями ему отвели помещение в ДК им. Кирова. В этом аморфном образовании соседствовали "отказники" и убежденные коммунисты "еврейской национальности", синагогальные служащие и ученые-востоковеды, преподаватели иврита и откровенные стукачи.
С самого начала ЛОЕК объединяло несколько структур: библиотеку, редакционную группу, Открытый Ленинградский еврейский университет, Воскресную школу, Группу исследования Катастрофы. Университет и школа сыграли роль цементирующих элементов на первом этапе становления легальной еврейской общинной жизни. Уже к 1991 году ЛОЕК распался, еврейские организации, вышедшие из него, объединились в Ленинградскую еврейскую ассоциацию (ЛЕА). Именно она и возглавила процесс развития еврейской общинной жизни.
В первый год существования ЛЕА особую роль в ее становлении и деятельности сыграл Г. Фарбер. Успех общинного строительства в городе обеспечили три фактора: осознанные потребности ленинградских евреев, объединение усилий лидеров движения в ЛЕА и ее подразделении - Еврейском университете, а также добрая воля международных еврейских организаций. Первая из международных организаций, приславшая своих представителей для постоянной работы в городе, - Хабад-Любавич.Объявление о создании ЛЕА. АМИ N 2. 1990 год
В начале 90-х годов часть "отказников" еще оставалась в городе. Они собирались в помещении ЛЕА и организовывали правовую помощь по вопросам выезда. В 1992 году, когда большинство "отказников" уже уехало, при Еврейской ассоциации Санкт-Петербурга был создан еврейский правозащитный центр. Поначалу консультационную помощь оказывали только тем, кто хотел эмигрировать, но не мог решить проблемы с выездом из страны или с въездом в США. Затем сфера юридических консультаций центра расширилась. В центр стали обращаться евреи по вопросам защиты их прав и в самом городе. Со 2-й половины 90-х годов специалисты центра уже давали консультации и по вопросу о порядке установления еврейского происхождения. В это же десятилетие пришлось оказывать помощь тем петербургским евреям, которые стали объектом агрессивной пропаганды миссионерской организации "Евреи за Иисуса". И с этой задачей община справилась успешно.Пикет перед СКК против концерта организации "Евреи за Иисуса". Фото
Активное строительство еврейских организаций в Петербурге продолжалось до 1996 года. Его лидеры и активисты исходили (отчасти интуитивно) из следующих посылок. В городе имеется еврейское население, такое, каким оно сложилось за десятилетия советской жизни. Необходимо формировать национально-культурные потребности этого населения, распространять еврейские знания и воспитывать чувство ответственности за жизнь еврейской общины. В эти годы наиболее активно в общинную жизнь включались евреи, серьезно готовящиеся к Алие. К середине 90-х годов в Петербурге были воссозданы практически все направления общинной деятельности, уничтоженные в годы Советской власти. Названия структур не всегда совпадали со старыми, но содержание их работы было сходным. Важную роль в популяризации общинной жизни играет еврейская газета - "Ами" ("Народ Мой"), которую в течение многих лет редактирует Я. Цукерман. А в середине 1990-х годов появились и другие общинные периодические издания.Первый номер газеты "Ами". Фото
Залог успешного существования любой национальной общины - наличие организаций, обеспечивающих заботу о стариках и детях. Одним из важнейших направлений общинного строительства в Петербурге стало воссоздание благотворительных структур. В настоящее время в городе работают несколько благотворительных еврейских столовых, в трех из них питаются не только малоимущие евреи, но  и неевреи, направляемые районными органами социального обеспечения. Одной из старейших и крупнейших благотворительных организаций является благотворительный фонд "Ева", который проводит гуманитарную и культурно-массовую работу среди еврейского населения Санкт-Петербурга. Наиболее широкий спектр благотворительной деятельности у центра "Хэсэд Авраам". Наряду с медицинской помощью, снабжением лекарствами, распределением гуманитарной помощи, патронажем инвалидов на дому, в центре есть программы доставки горячего питания на дом и организации домашних столовых "Теплый дом".
В течение 6 лет была практически полностью воссоздана система еврейского национального образования. Опираясь на опыт нелегальных воскресных школ, Еврейский университет создал 2 воскресных школы. В основу преподавания в этих школах положен интегральный метод. По инициативе общества "Шамир" была открыта дневная школа при Синагоге. Особое место в системе еврейского образования в Петербурге занимает Cемейный центр "Адаин Ло". В настоящее время в городе действует 5 дневных еврейских школ и гимназий, 7 еврейских детских садов. Среди них есть и религиозные, и нерелигиозные. Они опираются на поддержку различных организаций и работают по разным образовательным стандартам. Но самой первой образовательной структурой, созданной в Петербурге, стала высшая школа - Петербургский еврейский университет (Институт иудаики). В глазах общественности он выступает как преемник Еврейской академии Давида Гинцбурга.
Университет считается и преемником ЕИЭО. Еще в 80-х годах участники исторического семинара организовывали экспедиции на Украину и в Белоруссию для выявления сохранившихся памятников еврейской материальной культуры. Материалы этих и последующих экспедиций составили основу научного архива Центра изучения восточноевропейской диаспоры при ПЕУ. Результаты полевых исследований регулярно публикуются в издаваемых университетом сборниках. Ведется большая исследовательская работа в архивах СНГ по выявлению документов по истории еврейских общин. Университет неоднократно выступал организатором международных конференций, симпозиумов и семинаров по истории и современному состоянию еврейских общин бывшего СССР. В городе возник и еще один центр иудаики - при Европейском университете. Занятия евреев иудаикой легализованы и признаны академической наукой.Этнографическая экспедиция ПЕУ. Начало 1990-х годов. Фото
Для любителей еврейского прикладного искусства работает Еврейский центр искусств и ремесел. Центр еврейской музыки при Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга организует концерты и ведет исследования еврейского музыкального фольклора и творчества профессиональных композиторов. Чтобы удовлетворить интересы разных возрастных и социальных групп петербургских евреев, созданы самые различные организации: студенческая организация "Гилель", Еврейское общество эстетики и физической культуры "Маккаби" и другие. В городе работают две ветеранские организации: Санкт-Петербургская ассоциация евреев-инвалидов и ветеранов войны и Общество евреев - бывших узников фашистских концлагерей и гетто. Желающие выучить иврит имеют возможность заниматься не только на различных курсах иврита, открытых Сохнутом, Израильским Культурно-Информационным Центром, некоторыми школами и ПЕУ, но и в ульпане "Халом".
В условиях национальной и вероисповедной свободы стала более полной и активной конфессиональная жизнь. Самой многочисленной религиозной общиной является Петербургская еврейская община (ПЕРО), которая располагается в здании Большой хоральной синагоги. Председателем ПЕРО является М.Д. Грубарг, а раввином - Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендел Певзнер. Рав Певзнер возглавляет также Центр "Хабад-Любавич" в Санкт-Петербурге. Наряду с Петербургской еврейской религиозной общиной, в городе зарегистрированы также несколько еврейских религиозных общин разных направлений. Впервые за всю историю Петербургской общины в городе открыты иешива - "Томхей Тмимим-Любавич", религиозное учебное заведение для женщин - Махон "Хая-Мушка".Праздник окончания переписывания свитка Торы. 1990 год. Фото
Но в общинной жизни все складывалось не так просто. После завершения периода строительства общинных институтов наступил кризис. Он был связан с тем, что первая волна вовлеченных в еврейскую жизнь или репатриировалась, или, удовлетворив интерес к еврейской истории и культуре, отошла от активного участия в общинных делах. Нужно было искать новые формы работы, выстраивать новые программы. В это время сформировался Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга. Во всех общинных структурах продолжали действовать старые постоянные программы. К ним ежегодно добавлялись новые. Кроме того, каждый год некоторые еврейские организации устраивают одно-два мероприятия общегородского масштаба. В город вернулись представительства еврейских международных организаций: ОРТ, "Джойнта". Открылись представительство "Сохнута" и Израильский культурно-информационный центр.Правнук Давида Гинцбурга Марк на церемонии открытия центра "ОРТ-Гинцбург, Санкт-Петербург". 1995 год. Фото
Еврейская культурная жизнь стала заметным явлением культурной жизни Петербурга. Концерты и встречи по случаю еврейских праздников проводятся на лучших сценических площадках и в лучших выставочных залах города. Часто используется помещение, которое и в начале XX века арендовали евреи для проведения праздников, - зал на улице Рубинштейна (Троицкой), 13. Заметными событиями стали празднование 3000-летия Иерусалима, ежегодные международные фестивали клезмерской музыки - Клез-Фесты и ежегодные фестивали еврейской книги. Все они организованы Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга.
С 1994 года в музейных залах разворачиваются фото- и документальные выставки, посвященные истории и культуре евреев Петербурга и стран СНГ. Большую помощь в этом оказывает "Джойнт". Впервые за долгое время спонсорами стали выступать не только зарубежные, но и российские организации, в первую очередь, Санкт-Петербургское отделение Российcкого еврейского конгресса, президентом которого является М.М. Мирилашвили.Афиша фестиваля, посвященного 3000-летию Иерусалима
Как и в начале XX века, Петербургская община по ряду направлений выступает в роли методического центра для всех евреев СНГ. В городе действует Институт социальных и общинных работников. Издается библиотечный бюллетень "Народ Книги в мире книг", который распространяется также по электронной почте. Под тем же названием, что и в начале века, выходил еврейский педагогический журнал "Еврейская школа", а с 1998 года выходит "Новая еврейская школа". Периодически проводятся семинары и конференции по проблемам реституции, развития еврейских библиотек, еврейского образования и другим актуальным вопросам.Первый номер библиотечного бюллетеня "Народ Книги в мире книг". 1995 год
Вместе с общинными структурами формировались и приобретали опыт общинные лидеры. Многие из них, придя в еврейское движение, обнаружили в себе качества, о которых прежде и не подозревали, и сумели их реализовать именно в общинной деятельности. А многих настолько увлекла общинная деятельность, что они вообще сменили прежнюю профессию на профессиональную работу в еврейских организациях. За эти 10 лет ярко проявились три типа общинных деятелей. Бывшие активисты "отказа" к 1993 году все уехали. Но рядом с ними в первых кружках и семинарах выросли новые руководители структур. Позднее в еврейское движение пришли профессионалы, чьи знания служат общине. Они стали руководителями отдельных программ.
В настоящее время еврейская община - самая организованная, структурированная и мощная из всех национальных общин Петербурга. И это несмотря на массовый отъезд, в результате которого численность общины сократилась на треть. Как и большинство российских еврейских общин, она в основном русскоязычная. Петербургская община - по-прежнему одна из самых образованных еврейских общин России. Предстоит еще долгий путь возвращения петербургских евреев к своим корням и обретения ими своего национального лица в многонациональном российском городе. Но первые шаги на этом пути уже сделаны. Недавние обследования выявили и еще одно неожиданное обстоятельство: евреи Петербурга, всегда считавшиеся равнодушными к религии, оказались самыми религиозными в СНГ. Доля соблюдающих обряды в Петербургской общине составляет около 8%.Пурим-шпиль во дворе Большой хоральной синагоги. 1990-е годы. Фото

Объявление о создании ЛЕА. АМИ N 2. 1990 год
Пикет перед СКК против концерта организации "Евреи за Иисуса". Фото
Первый номер газеты "Ами". Фото
Этнографическая экспедиция ПЕУ. Начало 1990-х годов. Фото
Праздник окончания переписывания свитка Торы. 1990 год. Фото
Правнук Давида Гинцбурга Марк на церемонии открытия центра "ОРТ-Гинцбург, Санкт-Петербург". 1995 год. Фото
Афиша фестиваля, посвященного 3000-летию Иерусалима
Первый номер библиотечного бюллетеня "Народ Книги в мире книг". 1995 год
Пурим-шпиль во дворе Большой хоральной синагоги. 1990-е годы. Фото

Объявление о создании ЛЕА. АМИ N 2. 1990 год