Сюжеты
Город
Община
Страна
Общины
Справки
Евреи Петербурга. Три века истории
English
Поиск
Сюжеты
Город
Страна
Общины

Городская община
1850-1860

Городская община
Городская община
Предыдущий период
Следующий период

Уже в первые месяцы царствования Александра II один из крупных поставщиков российской армии потомственный почетный гражданин Евзель Гинцбург подал записку на высочайшее имя, в которой приводил доводы в пользу ослабления ограничений для некоторых категорий евреев. Это совпало с общими либеральными устремлениями политики нового императора. В результате евреям - отставным солдатам, купцам 1-й гильдии, обладателям ученых степеней, а потом и вообще диплома о высшем образовании и некоторым категориям ремесленников было разрешено проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге. Это право распространялось на членов их семей и особо оговоренное число приказчиков и прислуги.Ремесленный аттестат. Такой аттестат позволял еврею воспользоваться правом проживания вне черты оседлости
Евреи, законно проживавшие в столице, получили право приглашать для своих духовных нужд раввинов и из других городов. Петербургская еврейская община быстро увеличивалась. Росло и число молелен. Теперь это были уже не только солдатские молельни.
Численный рост общины сопровождался качественными изменениями в ее составе. Складывается новая верхушка петербургcкого еврейства. Это состоятельные и образованные люди. Заметными в Петербурге становятся еврейские банкиры и предприниматели. Наряду с ними появляется и еврейская интеллигенция - врачи, переводчики. В целом на 1868 год среди петербургских евреев (мужчин) грамотные составляли 72% (среди православного населения столицы доля грамотных достигала только 54%). Такой общине необходимы были и новые, образованные раввины.Еврейские молельни, основанные до 1871 года
Первым петербургским раввином с высшим светским образованием стал выпускник философского факультета Вендцбургского университета Абрам Исайя Нейман. Он был утвержден в должности в 1864 году по представлению петербургского военного губернатора графа А.А. Суворова. Появление по-европейски образованного раввина не устраивало многих в Петербургской еврейской общине. Уже через несколько месяцев после вступления Неймана в должность раввина появляются обращения к властям, в которых прихожане молелен жалуются на то, что им непонятны произносимые по-русски или на иврите проповеди нового раввина, просят вернуть старых раввинов, общавшихся с ними на идиш. Но, на самом деле, отсутствие контакта между новым раввином и прихожанами было только предлогом для выражения недовольства, имеющего более глубокие корни: лидерство в общине переходило к новой группе людей.Фрагменты из формулярного списка Абрама Исайи Неймана
Новые лидеры общины преследовали определенные политические цели. Укоренение в столице еврейской общины подкрепляло надежды на достижение равноправия евреев в России. Полноценная община немыслима без ряда институтов: школы, благотворительных учреждений, синагоги. 12 февраля 1865 года император утвердил Положение Комитета министров об образовании при молельне Петербургской еврейской общины правления для заведования хозяйственной частью молельни, не придавая ему характера духовного правления.
19 сентября 1869 года Комитет министров разрешил столичным евреям строительство в Петербурге синагоги. Условием открытия будущей синагоги было одновременное закрытие всех ранее существовавших молелен.Отношение С.-Петербургского губернатора в МВД о составе правления Петербургской еврейской общины. 1869

Ремесленный аттестат. Такой аттестат позволял еврею воспользоваться правом проживания вне черты оседлости
Еврейские молельни, основанные до 1871 года
Фрагменты из формулярного списка Абрама Исайи Неймана
Отношение С.-Петербургского губернатора в МВД о составе правления Петербургской еврейской общины. 1869

Ремесленный аттестат. Такой аттестат позволял еврею воспользоваться правом проживания вне черты оседлости